Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
(восьмого созыва)
по проекту федерального закона N 43016-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 43016-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование регулирования корпоративных и земельно-имущественных отношений, возникающих при осуществлении гражданами садоводства и огородничества и предусматривает совершенствование норм Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ), а также отдельных положений Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Законом 217-ФЗ установлено комплексное регулирование отношений в сфере ведения садоводства и огородничества.
При этом правоприменительная практика выявила ряд системных проблем, возникающих у граждан, осуществляющих садоводство и огородничество, в связи с введенным регулированием.
В этой связи законопроектом предлагается:
в целях упрощение порядка принятия решения общего собрания товарищества о передачи земельных участков общего пользования в общедолевую собственность собственников земельных участков в границах такого товарищества, а также снижения значительных временных и финансовых затрат граждан, связанных с подготовкой документации по планировке территории, на основании которой осуществляется образование садовых и огородных земельных участков и земельных участков общего назначения -
исключить требование о необходимости согласия всех собственников садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, при принятии общим собранием членов товарищества решения о безвозмездной передаче недвижимого имущества общего пользования, расположенного в границах такой территории, принадлежащего товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков.
исключить необходимость образования садовых и огородных земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности, на основании документации по планировке территории, а также исключить требования о разработке проекта планировки территории для садоводческих товариществ, а также сократить виды изыскательских работ, предшествующих подготовке проекта межевания территории как для садоводческих, так и для огороднических товариществ (необходимость разработки, а также проведения таких работ будет определяться общим собранием членов товарищества).
Для решения проблем, возникающих у граждан, осуществляющих садоводство и огородничество, в связи с применением Закона N 217-ФЗ законопроектом также предлагается:
в целях исключения рисков привлечения к ответственности товариществ, образовавшихся в советское время на сельскохозяйственных угодьях либо впоследствии на землях бывших совхозов и колхозов до 1 января 2019 года, законопроектом ограничивается действие положений пункта 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, введенных Законом N 217-ФЗ, в отношении сельскохозяйственных угодий с видом разрешенного использования, предусматривающим возможность ведения гражданами садоводства.
установить особенности принятия решений общего собрания членов садоводческих и огороднических товариществ с применением электронных или иных технических средств.
упростить процедуру принятия решений общим собранием членов товарищества в очно-заочной форме (исключена необходимость дважды проводить процедуру очного обсуждения вопросов по одним и тем же вопросам).
В связи с принятием Федерального закона от 30.12.2021 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части срока действия упрощенного порядка приватизации земельных участков, образованных из земельных участков, предоставленных ранее созданным некоммерческим организациям для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, законопроектом предлагается распространить "упрощенный" порядок приватизации земельных участков, предоставленных ранее созданным некоммерческим организациям для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, а также в отношении членов ликвидированных некоммерческих организаций.
Предложенные изменения поддерживаются Комитетом, вместе с тем Законопроект в рамках его подготовки к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении должен быть дополнительно проработан с учетом следующего.
Одной из самых острых проблем в финансово-хозяйственной деятельности садоводческих и огороднических товариществ остается проблема к определению размеров взносов.
Законопроект предлагает уточнение в установлении правил определения размеров взносов в виде текстового описания и (или) формулы расчета.
Так, пунктом 3 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить статью 14 Закона N 217-ФЗ частью 7.1 следующего содержания: "7.1. Указываемые в уставе товарищества правила определения размера взносов должны предусматривать порядок расчета размера взносов в виде текстового описания и (или) формулы расчета. Положения настоящей части применяются по аналогии при расчете размера платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.".
Вместе с тем, часть 3 статьи 5 Закона N 217-ФЗ не содержит нормы по расчету размеров платы.
Согласно Пояснительной записке к законопроекту законопроектом предлагается не ограничивать граждан в возможности установления различных подходов к формированию размера взносов, наделив товарищества правом самостоятельно устанавливать правила определения размера взносов в уставе товарищества, предусмотрев при этом основные условия определения таких взносов (расчет взносов должен содержать текстовое описание и (или) формулу расчета).
При этом, по мнению Комитета указанный подход не позволяет учесть все особенности формирования расходов товарищества.
Законом N 217-ФЗ предусмотрены два подхода к определению размера взносов: в равных долях для всех членов товарищества либо для отдельных членов товарищества в зависимости от объема принадлежащего им имущества, вследствие чего в отдельных случаях происходит необоснованное перераспределение бремени содержания имущества общего пользования товарищества в отношении отдельных членов товарищества, возникновение спорных ситуаций, несогласие с принятыми решениями общего собрания со стороны граждан, ведущих садоводство или огородничество.
Предлагается проработать возможность установления законодательной возможности применения дифференцированного подхода в зависимости от объема принадлежащего собственнику имущества или от фактического использования имущества общего пользования при установлении размеров взносов.
Также представляется возможным предусмотреть возможность сокращения доли обязательных расходов для льготных категорий граждан, установленных действующим законодательством.
Законопроектом устанавливается возможность передачи имущества общего пользования в собственность ресурсоснабжающих организаций.
Вместе с тем, по мнению Комитета в урегулировании также нуждается вопрос определения условий при передаче общего пользования в собственность ресурсоснабжающих организаций, а также вопросы об использовании и обслуживании электрических сетей, обеспечивающих ведение садоводства и огородничества, который в законопроекте не затронут.
Кроме того, законопроектом не урегулированы отдельные вопросы, которые вызывают ряд проблем в правоприменительной практике:
- например, порядок включения товарищества с границы населенного пункта, критерии и основания такого включения. В настоящее время имеется декларативная норма, которая не дает понимания и регулятивных механизмов создания новых населенных пунктов из садовых товариществ, а также включение садовых товариществ в границы близлежащего населенного пункта;
- также остро в товариществах стоит вопрос о возможности и порядке содержания на садовом и огородническом участке домашней птицы и сельскохозяйственных животных. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 16 октября 2020 г. N 42-П и принятым в его исполнение Федеральным законом от 30.12.2021 N 493-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в отношении земельного участка может быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования в соответствии из предусмотренных градостроительным зонированием территорий. Указанные положения позволяют в случае, если правилами землепользования и застройки территории предусмотрен вспомогательный или условно разрешенный вид использования как сельскохозяйственная деятельность - разводить на своих садовых участках домашнюю птицу и сельскохозяйственных животных не запрещено. Однако, в настоящее время отсутствует законодательное урегулирование данного вопроса. При этом, отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий признаки использования земель садоводства и огородничества по целевому назначению;
- законопроектом никак не решается проблема "заброшенных" садовых участков, неиспользуемых садоводами и огородниками по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием. Такие участки, зарастают бурьяном и сорняками, создают пожароопасную обстановку, с них не платятся взносы.
К законопроекту имеются иные замечания, в том числе юридико-технического характера, которые необходимо устранить при доработке законопроекта ко второму чтению.
Законопроект поддержан Комитетом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
Счетная палата Российской Федерации поддерживает законопроект.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам поддерживает концептуально проект федерального закона N 43016-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.