Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 93647-8 "О внесении изменений в статью 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона направлен на обеспечение мер социальной поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в части предоставления бесплатного двухразового питания.
До вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее также - Закон, Закон об образовании), обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья имели возможность получать общее образование исключительно в отдельных образовательных организациях, проживая при этом в интернатах, в которых и обеспечивались питанием в качестве меры их социальной поддержки.
Указанные обучающиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находились на полном государственном обеспечении и обеспечивались помимо питания одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Закон об образовании, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, концептуально изменил подход к получению образования людьми, чьи возможности здоровья ограничены в освоении тех или иных образовательных программ.
Сейчас приоритет отдается обучению таких граждан в инклюзивной среде, но с созданием для них специальных условий, учитывающих особенности их здоровья, специфику образовательных потребностей на всех уровнях образования. К специальным условиям относится доступность архитектурной среды организаций, техническое оснащение образовательного процесса, обеспечение психолого-педагогического сопровождения, проведение коррекционных занятий, форма учебных материалов, формат занятий и так далее.
В настоящее время федеральными органами исполнительной власти в сфере образования ведется системная работа, направленная на обеспечение социальной поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в части бесплатного питания. Однако практическая реализация этой гарантии в связи с развитием инклюзивного образования также потребовала определенной настройки, в отличие от ранее действовавшего порядка.
Действующая редакция части 7 статьи 79 Закона в этом аспекте делит обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2 группы:
1) проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и в рамках него обеспечиваются питанием;
2) иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Если порядок реализации меры для первой группы обучающихся в достаточной степени регламентирован актами, регулирующими вопросы полного государственного обеспечения, то по итогам проведенного анализа практики обеспечения питанием второй группы обучающихся выявлен ряд трудностей, в связи с чем действующие нормы Закона нуждаются в определенном уточнении.
Так, содержащаяся в Законе формулировка в отношении данных "иных обучающихся" изложена предельно широко.
В силу недостаточной определенности, в том числе отсутствия конкретного указания субъектов, в чьи полномочия входит предоставление гарантии, порядка обеспечения питанием и финансирования расходов на эти цели, в совокупности с иными положениями Закона, а также других федеральных законов, норма неоднозначно трактуется на местах, что порождает неоднородную практику ее применения. Так, в некоторых случаях по правилам статьи 79 Закона питанием обеспечиваются воспитанники дошкольных образовательных организаций, причем 2 раза из полагающихся 5 приемов пищи. Имеются и другие примеры.
Настоящим проектом предлагается обеспечить более четкое правовое регулирование гарантий обеспечения питанием данной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В этих целях:
1. Уточняется категория обучающихся, которые обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием, путем замены указания на "иных" указанием, что это обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Данное изменение не приведет к увеличению количества обучающихся, которые обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием, а также к ущемлению прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Финансовое обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме самообразования и в семейной форме), возлагается на них самих (их родителей и иных законных представителей). Такие обучающиеся не обеспечиваются питанием, его предоставление им не организовывается, если такие меры поддержки дополнительно не предусмотрены на региональном и местном уровнях.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование по образовательным программам дошкольного образования, обеспечиваются питанием за счет средств, предусмотренных за присмотр и уход за ними (пункт 34 статьи 2, часть 2 статьи 65 Закона).
В соответствии со статьей 2 Закона к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья относятся физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Статьей 42 Закона на центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи возложено осуществление функций ПМПК, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций - то есть функция отнесения обучающегося к категории "обучающийся с ОВЗ". Таким образом, федеральным законодательством ограничен предельный возраст установления такого статуса - 18 лет.
При этом, с учетом установленных сроков освоения общеобразовательных программ, обучающиеся с ОВЗ, как правило, завершают получение общего образования, будучи совершеннолетними.
В связи с изложенным получение образования по основным профессиональным образовательным программам, дополнительным профессиональным программам осуществляется обучающимися без статуса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
При этом обучение по дополнительным общеобразовательным программам осуществляется в период обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, по образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и, таким образом, питание обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья получают по месту получения общего образования.
Программы профессионального обучения реализуются в рамках получаемого уровня образования, соответственно при получении образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по программам профессионального обучения в рамках реализации общеобразовательной программы, они обеспечиваются питанием.
2. В качестве субъекта, на которого возлагается обеспечение данной категории обучающихся бесплатным двухразовым питанием, определяется учредитель образовательной организации, в которой обучается лицо с ограниченными возможностями здоровья.
Данное уточнение коррелирует с порядком обеспечения питанием обучающихся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях, который реализуется с 1 сентября 2020 года и регламентируется частью 2.1 статьи 37 Закона.
Также в проекте фиксируется, что при организации бесплатного двухразового питания лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях и не проживающих в указанных организациях, учитываются меры социальной поддержки, установленные указанной выше частью 2.1 статьи 37 Закона.
Таким образом, обеспечивается правовая определенность как в части обязательного получения горячего питания обучающимися с ограниченными возможностями здоровья данной категории, так и в части возможности направления на эти цели выделяемых средств федерального бюджета, предусмотренных частью 5 ст. 37 Закона об образовании.
3. Вводится необходимость отдельного правового регулирования порядка обеспечения питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих образовательные программы на дому.
В настоящее время в Законе об образовании четкого подхода к порядку обеспечения питанием данной категории обучающихся не содержится.
В письме Минобрнауки России от 14 января 2016 года N 07-81 "Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому" изложен вывод, что согласно части 7 статьи 79 Закона дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
Анализ нормативной базы на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований показал, что в подавляющей их части лица с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому, получают сухой паек или денежную компенсацию.
Однако такое регулирование вопроса представляется недостаточным.
Предлагается законодательно закрепить, что порядок обеспечения питанием рассматриваемой категории обучающихся должен быть нормативно урегулирован. Наряду с непосредственно предоставлением питания может предусматриваться выплата денежной компенсации.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых на дому организовано федеральными образовательными организациями, установление такого порядка предлагается отнести к полномочиям их учредителей.
Если обучение на дому организовано государственными образовательными организациями субъектов Российской Федерации или муниципальными образовательными организациями, то порядок обеспечения питанием таких обучающихся с ограниченными возможностями здоровья будет устанавливаться соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Предлагаемые изменения не только гарантируют обязательное решение вопроса о порядке обеспечения питанием рассматриваемой категории обучающихся, но и позволят сохранить гибкий подход к конкретному способу решения данного вопроса, с учетом сформировавшейся на местах практики.
4. Определяется широкий спектр источников финансового обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в организации, осуществляющей образовательную деятельность: бюджетные ассигнования федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иные источники финансирования, предусмотренные законодательством.
Таким образом, при одновременном закреплении ответственности учредителей образовательных организаций за обеспечение питанием данной категории лиц, сохраняется положительная практика предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительного финансового обеспечения мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях, а также направления на эти цели средств федерального бюджета в части питания обучающихся в начальных классах.
Согласно сведениям, поступившим из регионов, количество муниципальных образований, в полном объеме обеспечивающих питанием эту категорию обучающихся за счет местных бюджетов, крайне невелико. Большинство субъектов Российской Федерации оказывают финансовую поддержку муниципальным образованиям по этому направлению.
Предлагаемое уточнение является актуальным и позволит наиболее комплексно решить вопросы финансирования предусмотренной Законом гарантии.
В целом изменения, предлагаемые настоящим проектом, являются актуальными в рамках формирования комплексного подхода к регулированию полномочий органов публичной власти на основании положений Конституции Российской Федерации, закрепленных в 2020 году.
В целях завершения процесса оформления системы органов публичной власти в настоящее время ведется работа над проектом федерального закона N 40361-8 "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", который внесен в Государственную Думу 16.12.2021.
При определении системы полномочий органов местного самоуправления потребуется четкое решение вопроса о порядке исполнения полномочий в области обеспечения питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Реализация положений Федерального закона "О внесении изменений в статью 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, поскольку не вводит новых категорий обучающихся, подлежащих обеспечению питанием, а направлен на уточнение механизма реализации действующей нормы.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.