Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 94578-8 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан в целях повышения устойчивости строительной отрасли в связи с макроэкономической и внешнеполитической ситуацией.
Подготовка законопроекта обусловлена необходимостью реализации комплекса мер социально-экономического характера в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц.
Законопроект направлен на исполнение пунктов 7.7.2 и 7.7.7 Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного 15 марта 2022 г. на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций.
Законопроектом предусматривается уточнение понятия исчерпывающего перечня документов, необходимых застройщику для выполнения мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, и запрет требовать документы, находящиеся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных указанным органам организаций.
Изменения в Федеральный закон "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" позволят распространить эффективно применяемую с 2020 года практику строительства объектов транспортной инфраструктуры на иные виды объектов инфраструктуры по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. При этом особенности регулирования отдельных правоотношений при строительстве таких объектов инфраструктуры будут применяться до 31 декабря 2024 г. Предлагаемое правовое регулирование позволит обеспечить запуск приоритетных инфраструктурных проектов по модернизации и расширению объектов инфраструктуры опережающими темпами, в том числе в увязке со сроками строительства, предусмотренными программой капитальных вложений.
В федеральные законы "О кадастровой деятельности" и "О государственной регистрации недвижимости" законопроектом вносятся изменения, упрощающие оформление прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража, индивидуального жилищного строительства. Так, срок проведения кадастровых работ в отношении указанных земельных участков не должен превышать трех рабочих дней. Сроки осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанные земельных участки также не должны превышать трех рабочих дней или пяти рабочих дней, если заявление подано через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Законопроектом предусмотрено исключение излишнего согласования осуществления строительства в границах приаэродромиых территорий объектов капитального строительства, ненормируемых по уровню шума.
Кроме того, законопроектом предусматриваются дополнительные полномочия Правительства Российской Федерации по регулированию в 2022 году особенностей выдачи ряда документов и согласований, необходимых для осуществления градостроительной деятельности и строительства.
Также Правительство Российской Федерации наделяется полномочием определять размер авансирования по договорам об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в размере свыше 30 процентов.
Реализация предусмотренных законопроектом положений не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, а также увеличения штатной численности федеральных органов исполнительной власти.
Предусмотренный срок вступления в силу федерального закона (со дня его официального опубликования) обусловлен необходимостью оперативной защиты граждан Российской Федерации, российских юридических лиц от последствий недружественных действий иностранных государств и международных организаций.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих призванию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) потребуется принятие следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня объектов инфраструктуры, необходимых для реализации приоритетных инфраструктурных проектов по модернизации и расширению транспортной, промышленной и иной инфраструктуры, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных инфраструктурных проектов по модернизации и расширению транспортной, промышленной и иной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Головной исполнитель - Минстрой России.
Планируемый срок разработки - в течение 90 дней со дня вступления в силу Закона.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об особенностях определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия (объектов археологического наследия) либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (объектов археологического наследия), в целях, указанных в абзаце 9 статьи 28 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", без проведения государственной историко-культурной экспертизы".
Головной исполнитель - Минкультуры России.
Планируемый срок разработки - в течение 60 дней со дня вступления в силу Закона.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "Об особенностях выдачи заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешений на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, а также случаях, когда выдача таких заключений, разрешений не требуется ".
Головной исполнитель - Минприроды России.
Планируемый срок разработки - в течение 60 дней со дня вступления в силу Закона.
4. Постановление Правительства Российской Федерации "О случаях, в которых при осуществлении градостроительной деятельности и строительства не требуется получения отдельных согласований". Головной исполнитель - Минстрой России.
Планируемый срок разработки - в течение 60 дней со дня вступления в силу Закона.
5. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня случаев, в которых не требуется согласование строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах придорожных полос автомобильных дорог I, II и III категории".
Головной исполнитель - Минтранс России.
Планируемый срок разработки - в течение 60 дней со дня вступления в силу Закона.
6. Постановление Правительства Российской Федерации "Об определении размера аванса по договору об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах".
Головной исполнитель - Минстрой России.
Планируемый срок разработки - в течение 60 дней со дня вступления в силу Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.