Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 95610-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации положений Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла от 22 ноября 2009 г. (далее - Соглашение, незаконный промысел), ратифицированного Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 387-ФЗ "О ратификации Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла".
Соглашение ратифицировано, поскольку содержит правила иные, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации, а именно устанавливает возможность для российской стороны отказать иностранным судам в заходе в морской порт, если установлено, что они были заняты в незаконном промысле, в частности, включены в список судов, занятых незаконным промыслом или связанной с таким промыслом деятельностью, принятый соответствующей региональной организацией по регулированию рыболовства (статья 9 Соглашения).
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в статью 79 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части наделения капитана морского порта полномочием по отказу иностранному судну в заходе в порт в случае, если оно включено в список судов, деятельность которых связана с осуществлением рыболовства с нарушением установленных правил и требований в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (далее - список судов), за исключением случаев необходимости захода такого судна в морской порт вследствие бедствия судна или нахождения в чрезвычайных ситуациях, а также получения капитаном морского порта сообщения от федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности о намерении провести проверку данного судна в морском порту (указанные исключения предусмотрены статьями 9 и 11 Соглашения).
Законопроектом также предлагается внести изменения в статью 8.1 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах), регламентирующую государственный контроль (надзор), осуществляемый в морском порту, дополнив ее положением о том, что проверка иностранных судов в соответствии со статьей 13 Соглашения проводится федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в части морских биологических ресурсов (указанный вид федерального государственного контроля (надзора) осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с частью 2.1 статьи 43.2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов").
Статью 17 Закона о морских портах, регулирующую правила оказания услуг в морском порту, предлагается дополнить положением, предусматривающим установление запрета на оказание услуг в морском порту юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями судам, включенным в список судов, за исключением услуг, связанных с обеспечением безопасности мореплавания и предотвращением загрязнения морской среды (установление такого запрета также предусмотрено в статье 9 Соглашения).
Кроме того, законопроектом предлагается внести корреспондирующее изменение в статью 6 ("Заход иностранных судов в морские порты") Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", предусматривающее, что заход иностранных судов в морские порты может быть запрещен капитаном морского порта в соответствии со статьей 79 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
В целях обеспечения реализации положений Соглашения об информировании государства флага иностранного судна, которому отказано в заходе в порт, и при необходимости - соответствующих прибрежных государств и международных организаций законопроектом предлагается установить, что обмен информацией с иностранными государствами и международными организациями в рамках реализации Соглашения, в том числе в отношении списка судов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, а также не содержит положений о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение данных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация мер, предусмотренных законопроектом, будет способствовать укреплению регионального и международного сотрудничества в области противодействия незаконному промыслу, препятствовать поступлению незаконно добытых (выловленных) водных биологических ресурсов на международные и национальные рынки, что, в свою очередь, должно положительно повлиять на социально-экономическое развитие государств - участников Соглашения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не потребует увеличения расходной части федерального бюджета и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуют дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла".
Исполнитель - Минсельхоз России.
Соисполнители - Минтранс России, ФСБ России, Росрыболовство.
Срок принятия - по истечении 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке обмена информацией в соответствии со статьей 16 Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла".
Исполнитель - Минсельхоз России.
Соисполнители - Росрыболовство, Минтранс России, ФСБ России.
Срок принятия - по истечении 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке направления Росрыболовством капитану морского порта списка судов, деятельность которых связана с осуществлением рыболовства с нарушением установленных правил и требований в случаях, предусмотренных международными договорами".
Исполнитель - Минсельхоз России.
Соисполнители - Росрыболовство, ФСБ России, Минтранс России.
Срок принятия - по истечении 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
4. Приказ Минтранса России "О внесении изменений в приказ Минтранса России от 17 февраля 2014 г. N 39".
Исполнитель - Минтранс России.
Соисполнители - Минсельхоз России, Росрыболовство.
Срок принятия - по истечении 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
5. Приказ Минтранса России "О внесении изменений в приказ от 26 октября 2017 г. N 463".
Исполнитель - Минтранс России.
Соисполнители - Минсельхоз России, Росрыболовство.
Срок принятия - по истечении 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.