Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99437-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент на табачную продукцию"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент на табачную продукцию" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 1.3 Плана мероприятий, направленных на реализацию технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (TP ТС 035/2014) в Российской Федерации, одобренного на заседании подкомиссии по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (пункт 2 раздела IV протокола от 2 декабря 2015 г. N 2), в целях приведения нормативной правовой базы Российской Федерации в соответствие с техническими регламентами и нормативными документами Евразийского экономического союза (далее - Союз).
Законопроект включен в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год (пункт 18), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р.
Пунктом 4 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 г. N 107 "О техническом регламенте Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" установлено, что до принятия международного договора по установлению запрета на производство, ввоз и обращение некурительных табачных изделий на территории Союза осуществление данных процессов должно производиться в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза и единого экономического пространства.
Учитывая изложенное, законопроектом предусматривается установление правил производства, обращения, а также правил и форм оценки соответствия некурительных табачных изделий на территории Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено приведение терминологии Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" (далее - Федеральный закон N 268-ФЗ) в соответствие с техническим регламентом Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (TP ТС 035/2014) (далее - TP ТС 035/2014), а также дополнение Федерального закона N 268-ФЗ понятиями, необходимыми для его реализации.
Из понятийного аппарата Федерального закона N 268-ФЗ исключены термины и определения, которые содержатся в TP ТС 035/2014.
Следует отметить, что табак сосательный (снюс) и насвай в соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ) запрещены к обороту на территории Российской Федерации и не могут являться объектом Федерального закона N 268-ФЗ. Вместе с тем до внесения изменений в Федеральный закон N 15-ФЗ целесообразно сохранить указанные термины в качестве объектов Федерального закона N 268-ФЗ.
Положения Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 530-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий" направлены на борьбу с табачной продукцией, произведенной в государствах - членах Союза, но не маркированной российскими акцизными марками.
Пунктом 18 TP ТС 035/2014 установлено, что на потребительскую упаковку табачной продукции наносятся специальные (акцизные, учетно-контрольные или иные) марки, исключающие возможность их подделки и повторного использования. Аналогичная норма проектируется в пункте 5 статьи 1 законопроекта.
Требования к образцам специальных (акцизных) марок, наносимых на потребительскую упаковку некурительной табачной продукции и табачной продукции, их цена, правила их изготовления, приобретения, учета, идентификации, уничтожения, а также требования к приобретателям специальных (акцизных) марок должны устанавливаться законодательством Российской Федерации.
В законопроекте сохранены положения о наделении Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению нормативных правовых актов, устанавливающих требования к образцам специальных (акцизных) марок, наносимых на потребительскую упаковку некурительной табачной продукции и табачной продукции, их цену, правила их изготовления, приобретения, учета, идентификации, уничтожения, а также требования к приобретателям специальных (акцизных) марок.
Статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) определено, что технический регламент - это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Учитывая, что Федеральным законом N 15-ФЗ устанавливаются ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями, перечнем федеральных законов, подлежащих приостановлению, изменению или принятию, признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент на табачную продукцию", предусматривается внесение соответствующих изменений в статью 19 Федерального закона N 15-ФЗ.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона N 184-ФЗ государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции или в отношении продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
Учитывая изложенное, законопроектом вносятся соответствующие изменения в статью 5 Федерального закона N 268-ФЗ в части установления требований к используемым при производстве некурительной табачной продукции ингредиентам, а также предусмотрено дополнение Федерального закона N 268-ФЗ приложением, содержащим перечень веществ, которые не допускаются к использованию в качестве ингредиентов при производстве некурительных табачных изделий, аналогичным пункту 3 части 3 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299.
В соответствии с пунктом 21 TP ТС 035/2014 запрещено наносить на потребительскую упаковку (лист-вкладыш) информацию, содержащую любые термины, описания, знаки, символы или иные обозначения, которые прямо или косвенно создают ложное впечатление о том, что табачное изделие является менее вредным, чем другие табачные изделия.
Аналогичный запрет устанавливается для некурительных табачных изделий в проектируемой части 4 статьи 9 Федерального закона N 268-ФЗ. В связи с введением запрета на использование информации на потребительской упаковке или листе-вкладыше, содержащей любые термины, описания, знаки, символы или иные обозначения, которые прямо или косвенно создают ложное впечатление о том, что некурительное табачное изделие является менее вредным, чем другие некурительные табачные изделия, законопроектом предлагается признать утратившей силу часть 5 статьи 9 Федерального закона N 268-ФЗ.
Положения частей 1 - 5 и И статьи 10 Федерального закона N 268-ФЗ включены в раздел VII "Требования к содержанию информации для потребителей табачных изделий" TP ТС 035/2014, в связи с чем законопроектом предусматривается их исключение.
Состав доказательственных материалов и круг заявителей при декларировании соответствия некурительных табачных изделий приведен в соответствие с актами, входящими в право Союза, и законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор), а также пункту 43 TP ТС 035/2014 государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Союза проводится в порядке, установленном законодательством государств - членов Союза.
Проектируемой статьей 17 Федерального закона N 268-ФЗ предусмотрено, что оценка соблюдения обязательных требований к некурительной табачной продукции, установленных Федеральным законом N 268-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, должна проводиться в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.
Ввиду противоречия дополнительных требований, установленных статьями 18 - 22 Федерального закона N 268-ФЗ, действующему законодательству Российской Федерации в области государственного контроля (надзора) указанные статьи признаются утратившими силу.
В соответствии с положениями пункта 10 статьи 7 Федерального закона N 184-ФЗ технический регламент вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" положения нормативных правовых актов, устанавливающие обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В связи с изложенным проектируемой редакцией пункта 1 статьи 2 законопроекта установлено, что Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент на табачную продукцию" (далее - Закон) вступит в силу с 1 сентября 2022 г.
Принимая во внимание, что проектируемой статьей 5, частями 1 и 4 проектируемой статьи 9, частью 8 проектируемой статьи 10, проектируемыми статьями 14 и 15 Федерального закона N 268-ФЗ устанавливаются новые требования к ингредиентам, используемым при производстве некурительных табачных изделий, и соответствующей отчетности, а также информации для потребителей и оценке соответствия данного вида продукции, проектируемыми редакциями пунктов 1 - 3, 5 статьи 2 законопроекта предусматриваются переходные периоды, предназначенные для адаптации производителей к новым требованиям.
Принятие и реализация Закона не повлекут изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Законопроект не противоречит положениям Договора, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация Закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не потребует увеличения расходной части федерального бюджета и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент на табачную продукцию"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент на табачную продукцию" (далее - закон) не повлечет за собой увеличения расходов федерального бюджета.
Реализация закона будет осуществляться соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности их работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент на табачную продукцию"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент на табачную продукцию" (далее - закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, принятия других федеральных законов.
Принятие закона потребует внесения изменений в следующие акты:
1. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ).
Обоснование необходимости подготовки:
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Согласно части 8 статьи 19 Федерального закона N 15-ФЗ запрещается оптовая и розничная торговля табаком сосательным (снюсом) и насваем.
Включение в Федеральный закон N 15-ФЗ понятий "табак сосательный (снюс)" и "насвай" необходимо для целей дальнейшего исключения данных понятий из Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" (далее - Федеральный закон N 268-ФЗ).
Также необходимо предусмотреть внесение изменений в статью 19 Федерального закона N 15-ФЗ в части установления ограничений в отношении реализации на территории Российской Федерации табачной продукции и некурительной табачной продукции без нанесенных на потребительскую упаковку специальных (акцизных) марок, обязательность нанесения которых установлена Федеральным законом N 268-ФЗ и техническим регламентом Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (TP ТС 035/2014).
Краткое описание акта:
Соответствующий законопроект разрабатывается в целях сохранения в законодательстве Российской Федерации понятий "табак сосательный (снюс)" и "насвай", необходимых для идентификации указанной табачной продукции при осуществлении государственного контроля (надзора), а также установления ограничений на реализацию табачной продукции и некурительной табачной продукции, на потребительскую упаковку которой не нанесены специальные (акцизные) марки.
Сведения об исполнителях:
Исполнитель - Минздрав России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минсельхоз России, Роспотребнадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - 6 месяцев со дня принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта закона во втором чтении.
2. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ "Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая".
Обоснование необходимости подготовки: в целях реализации статьи 1 Федерального закона N 268-ФЗ.
Краткое описание акта: предусматривается внесение изменений в статью 181 Налогового кодекса Российской Федерации в части признания некурительной табачной продукции отдельным видом подакцизных товаров.
Исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - ФТС России и ФНС России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 9 месяцев со дня принятия проекта закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент на табачную продукцию"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент на табачную продукцию" (далее - закон) потребует принятия следующих актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила изготовления акцизных марок для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных акцизных марок, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 г. N 76 "Об акцизных марках для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции".
Обоснование необходимости подготовки: в целях реализации статьи 1 закона.
Краткое описание акта: предусматривается внесение изменений в части установления:
правил нанесения акцизных марок на потребительскую упаковку некурительной табачной продукции с учетом требований к расположению предупреждений о вреде потребления некурительных табачных изделий, установленных Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" (далее - Федеральный закон N 268-ФЗ);
требований к приобретателям акцизных марок (производителям и (или) импортерам некурительной табачной продукции);
правил изготовления акцизных марок, их приобретения и обеспечения их использования в соответствии с назначением производителем и (или) импортером некурительной табачной продукции, маркировки ими некурительной табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных, и (или) неиспользованных, и (или) не соответствующих требованиям к образцам акцизных марок.
Также указанным актом необходимо предусмотреть приведение действующей редакции постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила изготовления акцизных марок для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных акцизных марок, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 г. N 76 "Об акцизных марках для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции" в соответствие с понятийным аппаратом Федерального закона N 268-ФЗ.
Исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минсельхоз России, Минпромторг России, Минэкономразвития России, ФТС России, ФНС России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 3 месяца со дня принятия проекта закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила изготовления специальных марок, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных специальных марок, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 27 "О специальных марках для маркировки табачной продукции".
Обоснование необходимости подготовки: в целях реализации статьи 1 закона.
Краткое описание акта: предусматривается внесение изменений в части установления:
правил нанесения специальных марок на потребительскую упаковку некурительной табачной продукции с учетом требований к расположению предупреждений о вреде потребления некурительных табачных изделий, установленных Федеральным законом N 268-ФЗ;
требований к приобретателям специальных марок (производителям и (или) импортерам некурительной табачной продукции);
правил изготовления специальных марок, их приобретения и обеспечения их использования в соответствии с назначением производителем и (или) импортером некурительной табачной продукции, маркировки ими некурительной табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных, и (или) неиспользованных, и (или) не соответствующих требованиям к образцам специальных (акцизных) марок.
Также указанным актом необходимо предусмотреть приведение действующей редакции постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила изготовления специальных марок, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных специальных марок, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 27 "О специальных марках для маркировки табачной продукции" в соответствие с понятийным аппаратом закона.
Исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минсельхоз России, Минпромторг России, Минэкономразвития России, ФТС России, ФНС России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 3 месяца со дня принятия проекта закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении формы отчета, содержащего сведения о составе некурительных табачных изделий (включая данные о содержании используемого табачного сырья, остаточных пестицидов, загрязнителей), реализованных изготовителем или импортером некурительной табачной продукции на территории Российской Федерации в течение отчетного календарного года".
Обоснование необходимости подготовки: в целях реализации пункта 8 статьи 1 закона.
Краткое описание акта: утверждение формы отчета, содержащего сведения о составе некурительных табачных изделий.
Исполнитель - Минздрав России.
Соисполнители - Минсельхоз России, Минпромторг России, Роспотребнадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - 3 месяца со дня принятия проекта закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
4. Приказ федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации "Об утверждении перечня документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент на табачную продукцию".
Обоснование необходимости подготовки: в целях реализации пункта 17 статьи 1 и пункта 4 статьи 2 закона.
Краткое описание акта: разработка перечня стандартов для подтверждения соответствия некурительной табачной продукции.
Исполнитель - Госстандарт.
Соисполнители - Минсельхоз России, Минпромторг России, Минздрав России, Роспотребнадзор.
Срок подготовки нормативного правового акта - 1 августа 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.