В структуре земельного фонда Республики Карелия доля водного фонда составляет 14,7% от общей площади региона. Такая географическая особенность региона исторически сформировала размещение поселений вблизи водных объектов и, соответственно, в их береговых зонах.
По данным Института озероведения Российской Академии Наук на территории Карелии расположено свыше 61 000 озёр и более 27 ООО рек.
Территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, отнесены к водоохранным зонам (на указанных территориях запрещено, в частности, размещение кладбищ, движения и стоянка транспортных средств, сброс сточных вод, размещение отходов производства).
Дополнительные ограничения вводятся на территориях прибрежных защитных полос, входящих в границы водоохранных зон: запрещена распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных.
Для водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), ширина водоохранной зоны и прибрежных защитных полос устанавливается в размере 200 метров, что накладывает ограничения в использовании земель, расположенных в такой зоне. В Республике Карелия к водным объектам особо ценного рыбохозяйственного значения относятся все поверхностные водные объекты.
Указанная ситуация оказывает значительное влияние на использование гражданами земель населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения.
Территории 376 населенных пунктов Республики Карелия расположены в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос более чем на 50%, что составляет 45% от общего числа населенных пунктов, расположенных в Республике Карелия. Общая площадь территории земель населенных пунктов, затронутых указанными выше запретами, составляет 8,1 тыс. га. (10,7% от общей площади земель населенных пунктов).
Площадь земель сельскохозяйственного назначения в Республике Карелия составляет 210 тыс. га, из которых 90 тыс. га (43%) располагается в границах прибрежных защитных полос водных объектов.
Таким образом, общая площадь территории земель населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения, затронутой водоохранными ограничениями, составляет 98,1 тыс. га.
Ограничения использования земельных участков, расположенных в водоохранных и прибрежных защитных зонах водных объектов, установлены статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 2007 года. При этом переходного периода законодательством предусмотрено не было.
Например, в Республике Карелия более 4 тысяч граждан, получивших земельные участки до 2007 года, столкнулись с ограничениями своих прав в части использования земельных участков.
Предлагаемый проект федерального закона позволит сохранить баланс частных и публичных интересов, легализовать исторически сложившееся землепользование и учесть географические особенности регионов.
Сокращение ширины прибрежной защитной полосы для водных объектов будет способствовать максимальному вовлечению в гражданско-правовой оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения, что, тем самым, создаст условия для развития агропромышленного комплекса.
Только в Республике Карелия вовлечение в сельскохозяйственный оборот порядка 90 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах прибрежных защитных полос водных объектов, позволит увеличить объем валовой продукции сельского хозяйства более чем на 50%, налоговых и арендных поступлений за использование данных земельных участков, а также повысить инвестиционную привлекательность, создать новые рабочие места в агропромышленном комплексе, более эффективно регионам решать стратегические задачи обеспечения продовольственной безопасности.
Предлагаемые изменения в федеральное законодательство значительным образом поспособствуют улучшению качества жизни людей, а перспективы развития территорий, вовлекаемых в гражданский оборот, позволят реализовывать национальные проекты, развивать и расширять территории населенных пунктов муниципальных районов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.