Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 1193676-7 "О внесении изменения в статью 199 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения оснований для обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами),
внесенный депутатами Государственной Думы Н.В. Костенко, И.И. Демченко, О.В. Тимофеевой, а также И.М. Гусевой, О.В. Савастьяновой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 1193676-7 "О внесении изменения в статью 199 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения оснований для обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами), внесенный депутатами Государственной Думы Н.В. Костенко, И.И. Демченко, О.В. Тимофеевой, а также И.М. Гусевой, О.В. Савастьяновой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается исключить основание для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а именно отсутствие в течение шести месяцев в реестр лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно части 2 статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Таким образом, аннулирование лицензии допустимо, в частности, для случаев, когда из-за противоправного поведения лицензиата исключаются сведения о многоквартирных домах из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, в результате чего в реестре лицензий субъекта Российской Федерации отсутствуют в течение шести месяцев сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Норма части 2 статьи 199 ЖК РФ в совокупности с положениями раздела X ЖК РФ в целом не позволяет прийти к выводу о том, что отсутствие деятельности по управлению многоквартирными домами в период более шести месяцев, то есть не реализация лицензиатом предоставленного ему права на осуществление лицензируемого вида деятельности, и не внесение в связи с этим сведений о многоквартирных домах, находящихся в управлении лицензиата, в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, является противоправным деянием и влечет применение административно-правовой санкции в виде аннулирования выданной лицензии.
Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.
С учетом того, что лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, лишает его возможности заниматься определенным видом деятельности, указанная мера должна являться необходимой для защиты экономических интересов, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Таким образом, отсутствие в управлении управляющей организации многоквартирных домов не нарушает права и законные интересы потребителей и иных лиц. Аннулирование лицензии при таких обстоятельствах не отвечает требованиям справедливости, является явно несоразмерным, лишает общество возможности заниматься определенным видом деятельности.
Данные вывод коррелируется с выводами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 N 15211/08 по делу N А68-5254/07-292/8; Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020; Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2020 N 304-ЭС19-21271 по делу N А70-12160/2018; Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2020 N 305-ЭС19-23363 по делу N А41-1494/2019).
Также стоит отметить, что в настоящее время исключаемое положение в части аннулирования лицензии на основании отсутствия в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах не работает. Так, например, если при рассмотрении судом заявления органа государственного жилищного надзора (далее - ОГЖН) об аннулировании лицензии лицензиат заявляет, что он хочет и дальше осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами (несмотря на отсутствие сведений о многоквартирных домах), то суды отказывают ОГЖН в удовлетворении исковых требований (в аннулировании лицензии).
Данные факты влекут за собой не только бесполезные трудовые затраты ОГЖН, но и наложение на такие органы финансовых обременений в виде уплаты государственной пошлины (как проигравшие дело). В свою очередь, уплата государственной пошлины осуществляется из регионального бюджета и несет незапланированный характер, тем самым влечет за собой дополнительные расходы такого бюджета.
Так, Арбитражным судом Мурманской области от 24.09.2018 по делу N А42-4294/2018 и Тринадцатым арбитражным апелляционным судом по делу N А42-4294/2018 по двум искам ОГЖН отказано в аннулировании лицензии со ссылкой на Президиум ВАС РФ от 12.05.2009 N 15211/08.
На основании правоприменительной практики ОГЖН прекратили практику применения положения части 2 статьи 199 ЖК РФ в части аннулирования лицензии на основании отсутствия в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Однако, органы прокуратуры за неисполнение обязанностей ОГЖН в части применения положения части 2 статьи 199 ЖК РФ в полном объеме направляют в адрес таких органов представление и обязывают их направлять в суд заявления об аннулировании лицензий на основании отсутствия в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат
Исходя из изложенного, принятие законопроекта позволит соблюсти интересы не только лицензиатов, но и ОГЖН.
Принимая во внимание сложившуюся правоприменительную практику, Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 1193676-7 "О внесении изменения в статью 199 Жилищного кодекса Российской Федерации" и рекомендует его принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Пахомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.