Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по культуре рассмотрел проект федерального закона N 1173189-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает свое заключение в части вопросов ведения Комитета.
В соответствии с пояснительной запиской, законопроект направлен на совершенствование правового регулирования в сфере создания и использования электронных документов, а также на обеспечение возможности использования электронных документов на протяжении всего срока их хранения, в том числе при переходе на новые форматы. В частности, проектом закона определяется единый правовой механизм проведения конвертации электронных документов, создания электронных и материальных дубликатов документов, их хранения.
Законопроект предполагает внесение ряда изменений в Федеральный закон от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), а именно:
вносятся изменения в ключевое понятие отрасли - "архивный документ", который определяется как материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, изменение или удаление которой невозможно без изменения физического состояния носителя, либо как электронный архивный документ (с введением нового понятия "электронный архивный документ"), а также в понятия "государственный архив" и "муниципальный архив";
полномочия Российской Федерации в сфере архивного дела дополняются утверждением перечня видов архивных документов, относящихся к составу Архивного фонда Российской Федерации, хранение которых осуществляется исключительно на бумажном носителе, а также ведением реестра видов документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения таких документов;
перечень обязанностей государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, по обеспечению сохранности архивных документов, в том числе в электронном виде, предлагается дополнить правом создавать электронные дубликаты архивных документов в порядке и в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ);
предусматривается дополнительный перечень обязанностей для упомянутых выше организаций и лиц по обеспечению сохранности электронных архивных документов постоянного и временного сроков хранения: наличие действующих внутренних документов, устанавливающих правила в отношении приема электронных архивных документов на хранение, их использования, передачи и уничтожения; назначение должностного лица, ответственного за соблюдение требований к хранению электронных архивных документов; разграничение и контроль доступа к электронным архивным документам;
вводится порядок передачи электронных архивных документов третьему лицу для осуществления хранения архивных документов по описи электронных дел, документов, при этом предусматривается, что требования к такой описи и способам ее передачи будут устанавливаться Правительством Российской Федерации;
предусматривается создание взамен Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации государственной информационной системы "Архивный фонд" с ее использованием для целей государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации с закреплением полномочий по утверждению положения об указанной системе, определяющего ее функциональные возможности, за уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства, и определением федерального казенного учреждения "Российский государственный архив научно-технической документации" оператором системы;
определяются сроки временного хранения электронных архивных документов, включенных в состав Архивного фонда Российской Федерации, до их передачи в государственные и муниципальные архивы: в федеральных органах государственной власти, некоторых других государственных органах Российской Федерации (в том числе органах прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации), а также в иных органах и организациях.
Вместе с тем, отмечая приоритет сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации и концептуально поддерживая предлагаемые законопроектом изменения законодательства в связи с развитием электронного документооборота, Комитет полагает необходимым обратить внимание на следующее.
Проектируемой частью 2 статьи 11.3 Федерального закона N 149-ФЗ определяется, что "под электронным дубликатом документа для целей настоящего Федерального закона понимается представленная в форме электронного документа копия документа на бумажном носителе". При этом в соответствии с проектируемой частью 3 данной статьи, в случае одновременного выполнения ряда обозначенных условий, дубликат такого документа будет являться равнозначным исходному документу.
Вместе с тем, проектируемым пунктом 2 части 4 статьи 11.3 Федерального закона N 149-ФЗ, предусмотрено, что создание равнозначных электронных и материальных дубликатов в отношении документов Архивного фонда Российской Федерации не допускается.
В этой связи, с целью недопущения в правоприменительной практике расширительного толкования проектируемой нормы и обеспечения сохранности как документов Архивного фонда Российской Федерации, обладающих культурной ценностью, так и иных архивных документов, имеющих значимость для граждан, общества и государства, требует дополнительного обсуждения разграничение понятий "равнозначный документ", "электронный дубликат документа", "материальный дубликат документа", "копия документа" в отношении архивных документов и документов Архивного фонда Российской Федерации.
Комитет особо отмечает значимость для сохранения культурного наследия Российской Федерации предусмотренной законопроектом нормы о недопустимости создания равнозначных электронных и материальных дубликатов в отношении документов Архивного фонда Российской Федерации.
Проектируемой частью 1.2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что "в случае создания и последующего хранения электронного дубликата архивного документа в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, срок хранения исходного документа, предусмотренный законодательством Российской Федерации, может быть сокращен до одного года с даты создания электронного дубликата архивного документа".
В связи с предлагаемым законопроектом в случае создания и последующего хранения электронного дубликата архивного документа сокращением предусмотренного законодательством Российской Федерации срока хранения исходного документа, Комитет считает возможным рекомендовать вывести из-под действия данной нормы архивные документы (в том числе, находящиеся на хранении в организациях), образовавшиеся до момента вступления в силу проектируемого федерального закона, не применяя к ним возможность сокращении срока хранения исходного документа в случае создания электронного дубликата архивного документа.
Кроме того, Комитет полагает, что в целях обеспечения сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации, проектируемая редакция пункта 6 части 1 статьи 4 Федерального закона N 125-ФЗ, в соответствии с которой к полномочиям Российской Федерации в сфере архивного дела предлагается отнести "утверждение перечня видов архивных документов, относящихся к составу Архивного фонда Российской Федерации, хранение которых осуществляется исключительно на бумажном носителе", нуждается в корреляции с действующей нормой части 2 статьи 17 указанного закона, в соответствии с которой запрещается уничтожение документов Архивного фонда Российской Федерации.
Особое значение для сохранения культурного наследия России имеет надлежащее хранение и учет уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации. В связи с этим, Комитет считает необходимым обеспечить сохранение отдельного учета указанных документов в реестре уникальных документов.
Поддерживая осуществляемое в Российской Федерации поэтапное внедрение систем электронного документооборота в рамках Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", Комитет отмечает необходимость обеспечения неизменности структуры и содержания исходного документа при создании электронного дубликата, сохранения аутентичности, целостности и доступности электронного архивного документа.
Комитет Государственной Думы по культуре поддерживает принятие проекта федерального закона N 1173189-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.А. Ямпольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.