Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1180448-7 "О внесении изменений в Федеральный закон" Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации" (о дополнительном законодательном урегулировании вопросов обеспечения сохранности объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами), внесенный Е.Г. Драпеко, Г.П. Хованской, О.М. Казаковой, П.Р. Качкаевым, А.М. Шолоховым, а также В.И. Афонским, Д.А. Иониным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается уточнить порядок выявления объектов культурного наследия, а также предлагаются меры по совершенствованию государственной охраны объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и выявленных объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами или располагающихся в многоквартирных домах помещений.
Законопроект является актуальным, так как направлен на поддержание технических характеристик объектов культурного наследия (многоквартирных домов, являющихся памятником архитектуры) и, соответственно, сохранение таких памятников.
Проектируемыми положениями законопроекта на собственников помещений в многоквартирных домах, являющихся объектом культурного наследия, возлагаются обязанности по сохранению объекта культурного наследия, а также по соблюдению требований к содержанию и использованию такого объекта.
В пояснительной записке к законопроекту анализ расходных обязательств по содержанию собственниками помещений в многоквартирных домах, являющихся объектом культурного наследия, не представлен. Однако, очевидно, что для содержания и проведения текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме, являющимся объектом культурного наследия, потребуется плата за жилое помещение в большем размере, чем в домах, не являющихся объектами культурного наследия. Таким образом, собственники помещений в многоквартирных домах, являющихся объектом культурного наследия, находятся в неравном положении с собственниками помещений обычных многоквартирных домов.
Кроме того, не представлены расчеты по расходным обязательствам бюджетов различных уровней по предоставлению мер социальной поддержки (субсидии, компенсации) собственникам помещений в многоквартирных домах, являющихся объектом культурного наследия.
Также, на лицо, осуществляющее деятельность по управлению многоквартирными домами (управляющие организации, товарищества собственников жилья и жилищные кооперативы), возлагается обязанность по соблюдению требований к содержанию объектов культурного наследия, что влечет за собой увеличение размера платы за жилое содержание жилого помещения. Комитет отмечает, что плата за жилое помещение утверждается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Однако, зачастую собственники помещений неохотно принимают предложения лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, по увеличению размера платы за содержание жилого помещения и разница между финансовой потребностью к содержанию общего имущество в многоквартирных домах, являющихся объектом культурного наследия, и фактически внесенной собственниками помещений платой ляжет бременем на управляющие организации.
Законопроектом предлагается внести изменения, касающиеся проведения капитального ремонта в многоквартирном доме, являющимся объектом культурного наследия, а именно предлагается наделить органы местного самоуправления, органы субъектов Российской Федерации и федеральные органы правом по осуществлению мер социальной поддержке лицам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, в части финансирования услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту представлен анализ данных, в соответствии с которым потребуется дополнительное финансирование работ капитального характера в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия (в период до 2049 года - 5 млрд. 200 млн. руб. в год). Однако, источники и порядок предоставления дополнительного финансирования на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома не определены, что является нарушением статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При принятии законопроекта возникнет коллизия в части использования денежных средств, аккумулированных на счете регионального оператора.
В настоящее время действующим жилищным законодательством предусмотрено два способа формирования фонда капитального ремонта: на счете регионального оператора ("котловой метод") либо на специальном счете (ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту представлен анализ данных, в соответствии с которым стоимость работ капитального характера в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, в два раза больше стоимости таких же работ в обычном многоквартирном доме. Таким образом, при "котловом методе" собственники помещений в многоквартирном доме, не являющимся объектом культурного наследия, будут авансировать капитальный ремонт в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, тем самым отдаляя срок проведения капитального ремонта в своем доме. Данный факт повлечет за собой не только несвоевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, не являющихся объектами культурного наследия, но и замедление реализации региональной программы по капитальному ремонту.
Принимая во внимание изложенное, Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству концептуально поддерживает проект федерального закона N 1180448-7 "О внесении изменений в Федеральный закон" Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации", при условии его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
С.А. Пахомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.