Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 1180448-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - проект Федерального закона) и сообщает свое заключение.
Проект федерального закона направлен на дополнительное законодательное урегулирование вопросов сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами.
В этих целях проектом федерального закона предложены изменения в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) и Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс).
В соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ работы по сохранению объектов культурного наследия, в том числе являющихся многоквартирными домами, проводятся в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ.
Данный порядок предусматривает обязательность разработки научно-проектной документации на работы по сохранению памятника истории и культуры, проведение государственной историко-культурной экспертизы такой документации, ее согласование органом охраны объектов культурного наследия, а также осуществление работ по сохранению объекта культурного наследия только лицензированной организацией.
Однако Жилищный кодекс содержит обязательность проведения в отношении многоквартирных домов, в том числе, отнесенных к объектам культурного наследия, капитального ремонта, и не предусматривает осуществления в отношении многоквартирных домов-памятников мероприятий, указанных в статье 45 Федерального закона N 73-ФЗ.
Необходимо отметить, что объекты культурного наследия являются особым видом недвижимого имущества, поэтому проведение любых работ на памятниках истории и культуры, в том числе капитального ремонта, должно осуществляться в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом N 73-ФЗ.
В связи с этим, проектом федерального закона предложено соотнести Жилищный кодекс и Федеральный закон N 73-ФЗ в части проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов-памятников, дополнив указанные законодательные акты положениями о проведении капитального ремонта общего имущества таких домов путем проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, предусмотренных указанным Федеральным законом (пункт 8 статьи 56.1 Федерального закона N 73-ФЗ в редакции проекта федерального закона, проектируемая часть 1.1 статьи 166 Жилищного кодекса).
Обязательность проведения работ по сохранению многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом N 73-ФЗ, влечет за собой увеличение стоимости капитального ремонта таких домов по сравнению со стоимостью капитального ремонта многоквартирных домов, не отнесенных к памятникам истории и культуры, в связи с чем средств, получаемых от взносов граждан на капитальный ремонт многоквартирных домов-памятников, недостаточно для оплаты работ по их капитальному ремонту в необходимом объеме.
Учитывая особый статус многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, расходы на ремонтно-реставрационные работы по таким зданиям должны финансироваться также за счет средств публично-правовых образований.
Учитывая изложенное, проектом федерального закона предложено дополнить статью 191 Жилищного кодекса положением о праве публично-правовых образований софинансировать работы по сохранению многоквартирных домов-памятников в части превышения размера предельной стоимости услуг или работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, установленной частью 4 статьи 190 Жилищного кодекса, в соответствии с категорией историко-культурного значения таких объектов.
Проектом федерального закона предлагается уточнить положения Жилищного кодекса, касающиеся многоквартирных домов, находящихся в аварийном состоянии.
Согласно жилищному законодательству, многоквартирный дом может быть признан в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса).
Однако, положениями Федерального закона N 73-ФЗ снос объекта культурного наследия, в том числе являющегося многоквартирным домом, запрещен, а реконструкция не предусмотрена.
В целях устранения данной правовой коллизии проектом федерального закона предлагается дополнить статью 32 Жилищного кодекса новой частью 10.2 о недопустимости сноса такого объекта культурного наследия и обязательности проведения работ по его сохранению в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ.
Изменениями к статье 56.1 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено уточнение порядка выполнения требований охранных обязательств, оформляемых в отношении общего имущества многоквартирных домов-памятников.
Согласно статье 56.1 Федерального закона N 73-ФЗ охранные обязательства, оформленные в отношении общего имущества многоквартирных домов, отнесенных к объектам культурного наследия, подлежат выполнению либо всеми собственниками помещений в таком многоквартирном доме либо управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (далее - управляющие организации), в случаях принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выполнении охранного обязательства управляющей организацией.
Однако, реализация данной нормы влечет за собой необходимость проведения органом охраны объектов культурного наследия значительного объема работы по установлению каждого правообладателя жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме-памятнике, адресному направлению ему охранного обязательства, а также осуществлению контроля за выполнением обязательства таким правообладателем, что значительно затягивает сроки проведения работ по сохранению указанных объектов культурного наследия.
Поэтому в целях повышения оперативности проведения работ и мероприятий по обеспечению сохранности общего имущества многоквартирных домов-памятников проектом федерального закона предложено определить управляющие организации в качестве лиц, ответственных за выполнение требований охранных обязательств, установленных в отношении общего имущества многоквартирных домов - памятников, без проведения указанной в пункте 3 статьи 56.1 Федерального закона N 73-ФЗ процедуры принятия решения о выполнении требований охранных обязательств управляющей организацией.
Только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме требования охранных обязательств будут подлежать выполнению указанными собственниками (пункт 3 статьи 56.1 Федерального закона N 73-ФЗ в редакции проекта федерального закона).
Проект федерального закона направлен на системное совершенствование вопросов государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами.
Учитывая изложенное, Комитет по культуре поддерживает проект федерального закона N 1180448-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.А. Ямпольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.