Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 68371-8 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
внесен депутатом Государственной Думы А.Е. Хинштейном
(утв. решением Комитета от 11 марта 2022 г. N 17/1)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 09 марта 2022 года (протокол N 27, пункт 27) Комитетом Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрен проект федерального закона N 68371-8 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы А.Е. Хинштейном.
Рассматриваемый проект федерального закона касается вопроса использования информационно-телекоммуникационных технологий государственными органами, органами местного самоуправления, а также подведомственными государственным органам и органам местного самоуправления организациями.
Источниками получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются государственные информационные ресурсы (Российской Федерации и ее субъектов), муниципальные информационные ресурсы и иные информационные ресурсы, содержащие общедоступную информацию или информацию, непосредственно затрагивающую права и свободы заявителя, в форме документа на бумажном носителе, электронного документа или документа на ином носителе.
Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - это публичные информационные ресурсы (сведения, сообщения, данные, в том числе традиционные и электронные документы), формируемые государственными органами и органами местного самоуправления.
В статье 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) выделяются следующие основные группы информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:
- информация, созданная в пределах своих полномочий государственными органами и органами местного самоуправления, организациями, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления;
- информация, поступившая в государственные органы и органы местного самоуправления, в организации, подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления;
- нормативная правовая информация (в том числе законы и подзаконные нормативные акты);
- ненормативная правовая информация (например, распоряжение главы местной администрации, решение суда и др.).
При этом следует отметить, что Федеральный закон N 8-ФЗ не охватывает регулирование деятельности по предоставлению доступа к информации организаций, подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления, хотя упоминание о них в Федеральном законе N 8-ФЗ есть. Данные организации лишь упоминаются в качестве субъектов, создающих информацию в пределах своих полномочий, или получающих такую информацию. На них законодательством не накладывается никаких конкретных обязанностей по непосредственному обеспечению ими доступа к информации о своей деятельности.
Рассматриваемым законопроектом предлагается включить подведомственные государственным органам, органам местного самоуправления организации в число субъектов, обязанных обеспечивать доступ к информации о своей деятельности посредством социальных сетей.
Законопроектом предлагается также ввести в Федеральный закон N 8-ФЗ и в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) понятие "официальная страница государственного органа, органа местного самоуправления или подведомственной организации".
Кроме этого законопроектом устанавливается обязанность для органов и организаций по созданию и использованию официальных страниц в социальных сетях для размещения актуальной информации о своей деятельности. Так, автором законопроекта предлагается дополнить статью 10 Федерального закона N 8-ФЗ частью 1.1 следующего содержания: "Государственные органы и по решению указанных органов подведомственные им организации создают официальные страницы для размещения информации о своей деятельности в сети "Интернет". Органы местного самоуправления и по решению указанных органов подведомственные им организации создают официальные страницы (при наличии возможности) для размещения информации о своей деятельности в сети "Интернет". Информация об официальных страницах с указателями данных страниц размещается на официальном сайте соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. В случае отсутствия официального сайта у органа местного самоуправления для размещения информации об официальной странице используется официальный сайт, определяемый в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 8-ФЗ".
Законопроектом предусматривается также, что информация, размещаемая государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными организациями в сети "Интернет" на официальных страницах, поддерживается в актуальном состоянии и содержит информацию о государственном органе, органе местного самоуправления или подведомственной организации и их деятельности.
Отдельная норма об официальных страницах судов, Судебного департамента и органов Судебного департамента вносится законопроектом в Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Устанавливается, что суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента создают официальные страницы в определенных Правительством Российской Федерации информационных системах и (или) программах для электронных вычислительных машин. В случае, если суд не имеет официального сайта и (или) официальной страницы и возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте и (или) официальной странице органа Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится этот суд.
В целом следует отметить, что рассматриваемый законопроект позволит повысить открытость функционирования государственных органов, органов местного самоуправления, а также подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций и обеспечит возможность получения гражданами в понятной и доступной форме полной и достоверной информации о деятельности указанных органов и организаций.
Вместе с тем по данному законопроекту имеются замечания.
Как уже было отмечено, законопроектом в понятийный аппарат вводится новое понятие - "официальная страница государственного органа, органа местного самоуправления или подведомственной организации". Однако такого понятия нет ни в Федеральном законе от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ), ни в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), ни в проекте федерального закона N 40361-8 "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" (далее - проект федерального закона N 40361-8). В Федеральные законы N 414-ФЗ и N 131-ФЗ, в проект федерального закона N 40361-8 следует включить понятия "официальная страница государственного органа" и "официальная страница органа местного самоуправления", а также понятия "официальный сайт государственного органа" и "официальный сайт органа местного самоуправления" (на сегодняшний день они также отсутствуют).
Особого внимания, по мнению Комитета, требует вопрос, связанный с согласованием источников официального опубликованиям нормативных правовых актов на региональном и муниципальном уровнях и источников размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В федеральном законодательстве наименования этих источников отличаются, что значительно затрудняет поиск гражданами необходимой информации.
Согласно части 4 статьи 26 Федерального закона N 414-ФЗ нормативные правовые акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации подлежат официальному опубликованию и размещению на официальном сайте высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Официальным опубликованием нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем субъекте Российской Федерации, или в официальном сетевом издании либо на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Нормативные правовые акты высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, иных исполнительных органов субъекта Российской Федерации подлежат официальному опубликованию и размещению на официальных сайтах указанных органов в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Официальным опубликованием нормативного правового акта высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, иных исполнительных органов субъекта Российской Федерации считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем субъекте Российской Федерации, или в официальном сетевом издании либо на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (часть 3 статьи 36 Федерального закона N 414-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 52 проекта федерального закона N 40361-8 под обнародованием муниципальных правовых актов органами местного самоуправления понимается размещение на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 3 части 2 статьи 52 указанного проекта
Официальным опубликованием муниципального правового акта, в том числе соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании, или первое размещение (опубликование) в сетевом издании (часть 3 статьи 52 проекта федерального закона N 40361-8). В соответствии с частью 5 статьи 52 проекта федерального закона N 40361-8 наименование периодического печатного издания, а также наименование сетевого издания с указанием доменного имени соответствующего сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сведений о его регистрации в качестве средства массовой информации, используемых для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, в том числе соглашений, заключенных между органами местного самоуправления, указываются в уставе муниципального образования.
Таким образом, по вопросу официального опубликования нормативных правовых актов на региональном уровне в законодательстве упоминаются официальный сайт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, официальные сайты исполнительных органов субъекта Российской Федерации, официальное сетевое издание, "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru). В отношении муниципальных правовых актов упоминаются официальный сайт муниципального образования, сетевое издание и официальное сетевое издание.
В свою очередь в Федеральном законе N 8-ФЗ для размещения информации использованы понятия "официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления" (официальный сайт), официальный сайт субъекта Российской Федерации, официальный сайт муниципального района, официальный сайт городского округа с внутригородским делением.
По мнению Комитета, источники официального опубликованиям нормативных правовых актов на региональном и муниципальном уровнях и источники размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в указанных выше федеральных законах следует согласовать.
Как было отмечено в пояснительной записке к законопроекту, в современных реалиях наличие сайта является недостаточным, поскольку сложились новые, более привычные для граждан и регулярно используемые ими способы коммуникации, наиболее популярными из которых являются социальные сети. В связи с этим представляется целесообразным предусмотреть, что нормативные правовые акты и регионального, и муниципального уровней должны публиковаться не только на официальных сайтах соответствующих органов, но и на официальных страницах этих органов.
Кроме этого в Федеральный закон N 414-ФЗ, в Федеральный закон N 131-ФЗ и в проект федерального закона N 40361-8 следует ввести понятия "организация, подведомственная государственным органам" и "организация, подведомственная органам местного самоуправления" соответственно.
Законопроектом указанные организации включены в число субъектов, которые обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности, однако в этом случае требуется корректировка наименования Федерального закона N 8-ФЗ и наименования целого ряда его статей (например, статьи 3,4,6,9 и др.), а также корректировка норм этих статей с включением в них подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций.
На основании изложенного, Комитет считает возможным с учетом указанных замечаний поддержать данный законопроект.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.