Досье на проект федерального закона
Рассмотрев в рамках предмета ведения проект федерального закона N 1059849-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования формы проведения общего собрания) (далее - законопроект), внесенный депутатом Государственной Думы В.М. Резником, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) сообщает следующее.
Представленным законопроектом предлагается к рассмотрению, в том числе, внесение изменений в Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон "О рынке ценных бумаг").
В рамках своего предмета ведения Комитет Государственной Думы по финансовому рынку не имеет концептуальных замечаний к законопроекту в целом. Вместе с тем, Комитет считает необходимым обратить внимание на следующие моменты:
1. Законопроектом (пункт 1 статьи 2) предлагается закрепить обязанность соблюдения лицами, которым открыты лицевые счета в реестре владельцев ценных бумаг, требований к предоставлению информации и документов держателю реестра, предусмотренных "настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации о ценных бумагах".
Поскольку соблюдение законов является для юридических и физических лиц обязательным, предлагаемое дополнение представляется избыточным.
2. Законопроектом (пункт 2 статьи 2) устанавливается, что лицо, не получившее выплат по ценным бумагам (акциям и облигациям) в связи с тем, что у регистратора эмитента отсутствуют точные и необходимые банковские реквизиты, либо в связи с иной просрочкой кредитора, вправе обратиться с требованием об осуществлении указанных выплат в течение трех лет с даты окончания срока исполнения эмитентом обязанности по осуществлению таких выплат, если больший срок не предусмотрен федеральным законом или в установленном им порядке.
Вместе с тем, подпунктом "г" пункта 1 статьи 1 законопроекта устанавливается пятилетний срок для обращения с требованием о выплате невостребованных дивидендов, при этом уставом общества может быть установлен больший срок для обращения с указанным требованием.
Представляется, что установление таких разных сроков (а также возможности увеличения одного из них) для обращения с требованием о выплате невостребованных доходов по ценным бумагам, требует дополнительного обоснования. Кроме того, нуждается в корректировке предельное увеличение уставом общества срока для обращения с требованием о выплате невостребованных дивидендов.
Комитет также полагает, что основание для обращения с требованием об осуществлении выплат, возникающее у лица, не получившего выплат по ценным бумагам (акциям и облигациям) в связи с иной просрочкой кредитора, требует более детального описания. Понятие "иная просрочка кредитора" требует уточнения.
3. Законопроектом (пункт 4 статьи 2) Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" дополняется статьей 51.7, посвященной особенностями подготовки, созыва и проведения собрания с дистанционным участием.
Проектируемой статьей вводится понятие "оператор информационных технологий для дистанционного участия" - юридическое лицо, оказывающее услуги по предоставлению возможности использования информационных технологий для дистанционного участия в собрании с дистанционным участием.
Комитет полагает целесообразным рассмотреть возможность отразить это в статье 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", определяющей основные понятия, используемые в названном Федеральном законе. Считаем также, что нуждается в уточнении круг обязанностей оператора информационных технологий для дистанционного участия.
Кроме того, из положений проектируемой статьи 51.7 не представляется возможным сделать вывод о том, может ли оператором информационных технологий для дистанционного участия выступать эмитент ценных бумаг. (лицо, созывающее (проводящее) собрание с дистанционным участием). Также полагаем целесообразным уточнить формулировку подпункта 2 пункта 4 проектируемой статьи в части указания лиц, которым оператор обязан обеспечить доступ к информационным технологиям для дистанционного участия.
4. Комитет также обращает внимание на возможную юридико-техническую неточность. Так, законопроектом предлагается внести изменения в часть восьмую пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Структурными единицами указанного Федерального закона являются пункты, подпункты и абзацы, а абзац восьмой пункта 1 статьи 8 утратил силу с 1 июля 2012 года (Федеральный закон от 07 декабря 2011 года N 415-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О центральном депозитарии". Абзац, к которому указанные изменения подходят по смысловой нагрузке, является девятым.
Указанные замечания не являются концептуальными и могут быть учтены ко второму чтению.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1059849-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.