Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 127249-8 "О внесении изменений в статьи 15.1 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан в целях приведения положений пункта 1.1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) в соответствии со статьями 7, 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 40 (части 1 и 3) и 67.1 (часть 4) Конституции Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 52-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с запросом 1-го Восточного окружного военного суда" (далее - Постановление N 52-П) признан не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт 1.1 статьи 15.1 Закона признан не соответствующим статьям Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эта норма предполагает определение размера общей площади жилого помещения (норматива общей площади жилого помещения при предоставлении жилищной субсидии, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения), предоставляемого членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего, исходя из состава семьи на дату его гибели (смерти) и не предусматривает тем самым возможности учесть для целей определения общей площади жилого помещения (норматива общей площади) того ребенка (детей) военнослужащего, который родился (родились) после его гибели (смерти).
Согласно части 4 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен содержать положения о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части, или в нормативный акт, признанный соответствующим Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.
Таким образом, пункт 1.1 статьи 15.1 Федерального закона необходимо привести в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации и Постановлением N 52-ГТ.
Также вносятся необходимые изменения в пункт 3.1 статьи 24 Федерального закона, в целях законодательного урегулирования вопроса признания нуждающимися членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, который в период прохождения военной службы не был признан нуждающимся в жилых помещениях, но с учетом детей, рожденных после его гибели (смерти), имел бы основания для признания нуждающимся в жилых помещениях, установленные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В целях удобства толкования и применения положений пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона он излагается в новой редакции с выделением категорий членов семей погибших (умерших) военнослужащих в отдельные абзацы, при этом смысловое значение иных положении указанного законопроекта не изменяется.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с чем представляется целесообразным придание нормативным правовым актам, направленным на исполнение решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционными норм законодательства, гарантирующих обеспечение граждан жилыми помещениями, обратной силы.
В этой связи статьей 2 законопроекта предлагается закрепить, что действие положений пункта 1.1 статьи 15.1 и пункта 3.1 статьи 24 Закона в редакции законопроекта распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступлении в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", которым статья 15.1 Закона была дополнена пунктом 1.1.
Закрепление указанной статьи в законопроекте полностью соответствует как требованиям статьи 7 Конституции Российской Федерации, так и Постановлению N 52-П (пункт 4), согласно которому конституционные принципы справедливости, равенства и соразмерности устанавливают законодателю запрет вводить различия в правовом положении лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях), в том числе исходя из даты их рождения, принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях и др.
Также статьей 2 законопроекта предлагается регламентировать механизм реализации жилищных прав детей умерших (погибших) военнослужащих, родившихся после их гибели (смерти), в случае, если члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с предоставлением им жилых помещений либо жилищной субсидии без учета таких детей.
Согласно проведенному Минобороны России анализу с 1 января 2014 г. на основании положений пункта 1.1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) было отказано во включении в состав семьи умерших (погибших) военнослужащих 10 детям, 7 из которых обжаловали решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилые помещения в судебном порядке и на основании решений судов были приняты на указанный учет. Законные представители трех детей в суд не обращались, в связи с чем были обеспечены жилыми помещениями (жилищной субсидией) без детей, рожденных после гибели (смерти) военнослужащих.
Сумма, необходимая для восстановления жилищных прав указанных детей погибших (умерших) военнослужащих, при условии подачи ими соответствующего заявления составит 10,3 млн. рублей в 2022 году (18 х 69 261 руб. х 2,75), где:
18 - количество квадратных метров на одного человека в соответствии с пунктом 3 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76 (далее - Правила);
69 261 руб. - норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2022 года (приказ Минстроя России от 17 декабря 2022 г. N 955/пр);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "от 17 декабря 2021 г."
2,75 - поправочный коэффициент, устанавливаемый Правилами лицам, указанным в пункте З.1 статьи 24 Закона (членам семей погибших (умерших) военнослужащих, граждан, уволенных с венной службы).
Реализация законопроекта будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к Федеральному закону "О внесении изменений в статьи 15.1 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 15.1 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и будет осуществляться за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти (федеральным государственным органам), в которых предусмотрена военная служба, на жилищное обеспечение военнослужащих.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 15.1 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 15.1 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.