Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроект разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 52-П. Законопроектом предлагается внести в статьи 15.1 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) изменения, направленные на реализацию прав на жилищное обеспечение ребенка (детей) военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы (далее - военнослужащий), родившегося (родившихся) после гибели (смерти) военнослужащего.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 законопроекта вводятся две категории детей, учитываемых при предоставлении жилого помещения членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего: дети военнослужащего, родившиеся в его семье после его гибели (смерти); дети военнослужащего, родившиеся в его семье, в отношении которых отцовство установлено после гибели (смерти) военнослужащего.
Указанные категории дублируют друг друга, поскольку рождение ребенка военнослужащего в его семье после его гибели (смерти) подразумевает и установление отцовства в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в связи с чем указание на необходимость установления отцовства является избыточным.
В пункте 1.1 статьи 15.1 Закона необходимо закрепить, что отцовство определяется по правилу, предусмотренному пунктом 2 статьи 48 Семейного кодекса Российской Федерации, что также будет соответствовать пункту 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 52-П.
Положения пункта 2 статьи 1 законопроекта в целях их однозначного толкования и правоприменения необходимо изложить в пункте 3.1 статьи 24 Закона в виде отдельного абзаца.
Согласно статье 2 законопроекта действие предусмотренных им положений распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления федерального закона в силу. Данное положение поддерживается, вместе с тем в указанной статье следует определить период действия обратной силы закона и четко регламентировать механизм реализации жилищных прав детей умерших (погибших) военнослужащих, родившихся после их гибели (смерти), в случае, если члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с предоставлением им жилых помещений либо жилищной субсидии без учета таких детей.
Положения законопроекта не противоречат актам более высокой юридической силы, в том числе положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
Реализация соответствующего федерального закона будет осуществлена в пределах финансовых средств, выделяемых федеральным государственным органам, в которых законодательством предусмотрена военная служба, на жилищное обеспечение военнослужащих, и не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Правительством Российской Федерации представленный законопроект поддерживается при условии его доработки с учетом указанных замечаний до внесения в Государственную Думу.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.