Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 132288-8 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год"
Досье на проект федерального закона
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) за 2021 год исполнен в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 391-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Федеральный закон), а также сводной бюджетной росписью бюджета Фонда с учетом внесенных в нее изменений в течение отчетного года (далее - уточненная сводная роспись) и сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2021 год в части межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Фонда.
Основные показатели исполнения бюджета Фонда за 2021 год характеризуются следующими данными:
(млн. рублей)
Основные показатели |
Утверждено на 2021 год Федеральным законом N 391-ФЗ |
Уточненная сводная роспись расходов на 2021 год |
Кассовое исполнение за 2021 год |
Кассовое исполнение в % к: |
|
Федеральному закону N 391-ФЗ |
уточненной сводной росписи |
||||
Доходы |
2 533 798,5 |
- |
2 631 385,4 |
103,9 |
- |
Расходы |
2 545 373,2 |
2 597 779,7 |
2 569 533,8 |
100,9 |
98,9 |
Дефицит (-), профицит (+) |
-11 574,7 |
- |
61 851,7 |
- |
- |
Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, фактические доходы бюджета Фонда получены с превышением планируемого объема, что обеспечило выполнение всех принятых на 2021 год социальных обязательств.
В 2021 году доходы бюджета Фонда по сравнению с 2020 годом увеличились на 238 692,5 млн. рублей, или на 10%.
Расходы бюджета Фонда за тот же период увеличились на 209 070,7 млн. рублей, или на 8,9%.
Из федерального бюджета в бюджет Фонда поступили межбюджетные трансферты в объеме 294 873,3 млн. рублей (100,6% от утвержденного размера).
Объем межбюджетных трансфертов, переданных из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с заявками, представленными в Фонд, составил 13 324,2 млн. рублей (100% от утвержденного размера).
Бюджет Фонда за 2021 год исполнен с профицитом в размере 61 851,7 млн. рублей.
Доходы бюджета Фонда
Страховые взносы на ОМС
Основным источником формирования доходов бюджета Фонда являются страховые взносы на ОМС, доля которых в общем объеме доходов Фонда в 2021 году составила 88%. Страховые взносы на ОМС в 2021 году поступили на общую сумму 2 316 100,6 млн. рублей, или 103,5% от утвержденного размера. По сравнению с 2020 годом объем их поступления вырос на 183 344,9 млн. рублей, или на 8,6%.
Страховые взносы на ОМС работающего населения
В доходах бюджета Фонда страховые взносы на ОМС работающего населения занимают 58,2%.
Основной категорией плательщиков страховые взносы на ОМС работающего населения уплачивались по тарифу в размере 5,1%, льготными категориями плательщиков - по пониженным тарифам, установленным статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общий объем поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения за 2021 год составил 1 532 761,2 млн. рублей, или 105,4% от утвержденного объема, в том числе:
страховые взносы, уплаченные работодателями, - 1 501 909 млн. рублей;
страховые взносы в фиксированном размере - 30 852,2 млн. рублей.
По сравнению с 2020 годом поступления страховых взносов на ОМС работающего населения увеличились на 143 854,5 млн. рублей, или на 10,4%.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения
В 2021 году уплата уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации страховых взносов на ОМС неработающего населения осуществлялась в соответствии с требованиями статьи 23 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
Объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2021 году составил 783 339,4 млн. рублей, или 100% от утвержденного годового объема (783 334,5 млн. рублей), рассчитанного в соответствии со статьей 23 Федерального закона N 326-ФЗ исходя из численности неработающих застрахованных лиц в Российской Федерации на 1 января 2020 г. в количестве 80 428 498 человек и тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения, установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" в размере 18 864,6 рубля.
В доходах бюджета Фонда страховые взносы на ОМС неработающего населения занимают 29,8%.
По сравнению с 2020 годом объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения возрос на 39 490,4 млн. рублей, или на 5,3%, за счет увеличения коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения за 2021 год уплачены всеми субъектами Российской Федерации, задолженности по их уплате не имеется.
Налоги на совокупный доход
Общий объем поступлений налогов на совокупный доход составил 7 890,1 млн. рублей, что в 2,1 раза выше утвержденного объема (3 725,0 млн. рублей), в том числе:
налог на профессиональный доход - 7 889,3 млн. рублей;
налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.), - 1,4 млн. рублей;
налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.), - (-0,6) млн. рублей;
минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов (уплаченный (взысканный) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.), - 0,3 млн. рублей;
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.) - (-0,3) млн. рублей.
Превышение размера поступивших в 2021 году налоговых доходов против утвержденных объемов объясняется превышением в 2,1 раза поступлений налога на профессиональный доход по сравнению с запланированным объемом (3 723,4 млн. рублей) за счет роста численности налогоплательщиков на 1 039,9 тыс. человек и налоговой базы на 587 864,6 млн. рублей.
Прочие налоговые и неналоговые доходы
Прочие налоговые и неналоговые доходы поступили в бюджет Фонда в общей сумме 162,6 млн. рублей, в том числе:
единый социальный налог - 31,9 млн. рублей;
недоимка, пени и штрафы по взносам - 8,5 млн. рублей;
прочие доходы от компенсации затрат бюджета Фонда - 120,9 млн. рублей;
доходы от штрафов, неустоек, пеней, уплаченных в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом, заключенным с Фондом, - 1,3 млн. рублей.
Безвозмездные поступления
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета
За 2021 год общая сумма бюджетных ассигнований, переданных Фонду из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, составила 294 873,3 млн. рублей, в том числе:
на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения) - 140 000 млн. рублей, или 100% от утвержденного объема;
на обеспечение нестраховых расходов (оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родового сертификата) - 117 558,9 млн. рублей, или 100% от утвержденного объема;
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС для отдельных категорий страхователей - 35 475 млн. рублей, или 100% от утвержденного объема;
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с тем, что суммы доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, не подлежат обложению страховыми взносами - 39,4 млн. рублей, или 100% от утвержденного объема;
на финансовое обеспечение мероприятий по модернизации государственной информационной системы ОМС и организацию ее информационного взаимодействия с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. N 3706-р - 1 800 млн. рублей.
Объем межбюджетных трансфертов, предоставленных в 2021 году из федерального бюджета бюджету Фонда, увеличился по сравнению в 2020 годом на 47 131,1 млн. рублей или на 19% и составил в доходах бюджета Фонда 11,2%.
Прочие безвозмездные поступления
Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет составили 15 387,4 млн. рублей, из них:
на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни - 276,3 млн. рублей;
на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации - 1 638 млн. рублей;
на осуществление единовременных выплат медицинским работникам - 159,2 млн. рублей;
на финансовое обеспечение формирования нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования - 12 822,8 млн. рублей;
на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения - 458,5 млн. рублей;
от возврата прочих остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов - 32,6 млн. рублей.
Фондом произведен возврат остатков межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение отдельных нестраховых расходов из бюджета Фонда в федеральный бюджет - (-3 028,6) млн. рублей.
Расходы бюджета Фонда
Расходы на предоставление субвенций
В расходах бюджета Фонда основную долю (88,6%) составляют субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС (далее - территориальные фонды) на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 326-ФЗ полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.
В 2021 году бюджетам территориальных фондов предоставлены субвенции в размере 2 276 824,5 млн. рублей, что составляет 100% от утвержденного размера. В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 326-ФЗ субвенция предоставлялась в бюджет территориального фонда сразу же после поступления в бюджет Фонда страховых взносов на ОМС неработающего населения из бюджета субъекта Российской Федерации и г. Байконура. Указанные средства обеспечили подушевой норматив в сумме 13 078,6 рублей, предусмотренный Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Предоставленная в 2021 году субвенция обеспечила сбалансированность базовой программы ОМС на территориях субъектов Российской Федерации и г. Байконура и позволила выполнить в целом по Российской Федерации целевые показатели по заработной плате медицинских работников, установленные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". В медицинских организациях, участвующих в реализации территориальных программ ОМС, с учетом доли средств ОМС в общем фонде оплаты труда, заработная плата врачей в Российской Федерации составила 93,52 тыс. рублей или 208,2% от среднемесячного трудового дохода в экономике, среднего медицинского персонала - 46,19 тыс. рублей (102,8%).
Расходы на предоставление застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, в рамках базовой программы ОМС
В 2021 году в нормированном страховом запасе Фонда предусмотрены средства на оплату специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями в условиях дневного и круглосуточного стационара в рамках базовой программы ОМС, в сумме 119 416,4 млн. рублей.
Кроме того, в соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 247-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2021 г. N 1733-р в 2021 году остатки средств бюджета Фонда на 1 января 2021 г. направлены на увеличение нормированного страхового запаса Фонда в объеме 25 000 млн. рублей в целях дополнительного финансового обеспечения предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в соответствии с едиными требованиями базовой программы ОМС.
По итогам 2021 года общее количество госпитализаций, оказанных федеральными медицинскими организациями, составило 1 803,4 тыс. случаев.
Оплата медицинской помощи федеральным медицинским организациям осуществлялась на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС, по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 1396н, в соответствии с представленными реестрами счетов и счетов на оплату медицинской помощи с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
На указанные цели федеральным медицинским организациям в 2021 году перечислено 126 868,6 млн. рублей, или 106,2% к утвержденному объему.
Расходы на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 247-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1722-р в 2021 году Фондом предоставлены иные межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации и г. Байконура в объеме 25 000 млн. рублей в целях дополнительного финансового обеспечения оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
За счет дополнительного финансирования выполнено 2 087 905 случаев госпитализаций, что превысило запланированные объемы в 2,98 раза.
Расходы на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу ОМС
В 2021 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, из бюджета Фонда направлено 109 688,4 млн рублей (100% от утвержденного объема), в том числе:
108 109,9 млн рублей - субсидии федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, гражданам Российской Федерации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении указанных федеральных государственных учреждений, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 1302 "Об утверждении Правил финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями";
1 578,5 млн. рублей - субсидии медицинским организациям частной системы здравоохранения в целях финансового обеспечения затрат, возникающих в связи с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2019 г. N 56 "Об утверждении Правил финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации медицинскими организациями частной системы здравоохранения".
В 2021 году высокотехнологичная медицинская помощь, не включенная в базовую программу ОМС, оказана федеральными государственными учреждениями в объеме 315,9 тыс. случаев (на 4,7% выше уровня 2020 года - 301,8 тыс. случаев), частными медицинскими организациями в объеме 600 случаев. В 2021 году отмечается рост количества случаев оказания данной медицинской помощи по профилям "Урология", "Эндокринология", "Травматология и ортопедия".
В соответствии с Федеральным законом медицинским организациям частной системы здравоохранения на финансовое обеспечение оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам Российской Федерации, на 2021 год предусмотрена субсидия в размере 2 500 млн. рублей.
В 2021 году субсидия на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем им. Сергея Березина" предоставлена в размере 1 578,5 млн. рублей.
Нераспределенный остаток средств субсидии на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам Российской Федерации составил 921,5 млн. рублей.
В соответствии с частью 3.1 статьи 6 Федерального закона от 15 октября 2020 г. N 327-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году" и подпунктом "г" пункта 2 Правил внесения изменений в 2021 году в сводную бюджетную роспись бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации без внесения изменений в федеральный закон о бюджете государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2021 г. N 1525, остаток средств субсидии на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой медицинскими организациями частной системы здравоохранения, в размере 921,5 млн. рублей был направлен на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой федеральными государственными учреждениями, с внесением соответствующих изменений в уточненную сводную роспись.
При этом, исполнение бюджета Фонда в части предоставления субсидии медицинским организациям частной системы здравоохранения в целях финансового обеспечения затрат, связанных с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, составило 100%.
Софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала
Федеральным проектом "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" национального проекта "Здравоохранение" поставлена задача укомплектованности медицинских организаций врачами и средним медицинским персоналом в целях устранения кадрового дефицита.
В 2021 году на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда медицинских работников в бюджеты территориальных фондов для приема на работу 14 193 врачей и 25 886 специалистов из числа среднего медицинского персонала направлено 14 741,8 млн. рублей или 80,4% от утвержденного объема.
Неполное использование средств на указанные цели объясняется тем, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 января 2021 г. N 200-р о распределении в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов в целях софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала для случаев недостаточности распределенных средств предусмотрен резерв в размере 3 668,8 млн. рублей (20% от утвержденного объема), который использован на 0,4%. Заявки на предоставление дополнительных средств поступили от территориальных фондов Республики Хакасия, Самарской, Смоленской, Тюменской, Челябинской областей и Ханты-Мансийского автономного округа и были полностью обеспечены средствами из бюджета Фонда.
По информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и территориальных фондов, представленной в Фонд, основными причинами низкого освоения средств на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в субъектах Российской Федерации являются:
трудовая миграция медицинских работников в субъекты Российской Федерации с более высоким уровнем оплаты труда;
переход медицинских работников в частные или ведомственные медицинские организации;
переход медицинских работников из амбулаторного звена государственных медицинских организаций в инфекционные госпитали в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией;
выход на пенсию медицинских работников и увольнение медицинских работников старшего возраста в связи с повышением интенсивности труда, сложной эпидемиологической обстановкой;
невыполнение выпускниками медицинских высших учебных заведений обязательств по договору о целевом обучении в части последующего трудоустройства в государственные учреждения здравоохранения.
В целях уточнения потребности в бюджетных ассигнованиях на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала Министерством здравоохранения Российской Федерации и Фондом рассматривается возможность совершенствования Методики распределения межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1910 в части определения порядка расчета прогнозного значения годового прироста численности врачей и среднего медицинского персонала, а также уменьшения объема подлежащих перечислению средств при наличии неиспользованных остатков в субъектах Российской Федерации на указанные цели.
Повышению уровня освоения средств также может способствовать расширение видов медицинских организаций, которым предоставляются средства для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, по перечню, определяемому Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Министерством здравоохранения Российской Федерации разрабатывается проект приказа "Об определении видов медицинских организаций, которым предоставляются средства нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования на цели, указанные в пункте 4 части 6 статьи 26 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", и видов оказываемой ими медицинской помощи в целях предоставления указанных средств", которым предлагается существенно расширить перечень видов медицинских организаций, включив в него родильные дома, диспансеры (кардиологический, онкологический, офтальмологический, эндокринологический), поликлиники, в том числе детские (за исключением стоматологических), центры (консультативно-диагностические (в том числе детские); общей врачебной практики (семейной медицины), а также виды медицинских организаций по территориальному признаку: краевые, республиканские, областные, окружные.
Указанные меры направлены на повышение уровня освоения средств бюджета Фонда на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.
Расходы на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинских работников за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации
В 2021 году осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний осуществлялось в соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2019 г. N 1940 (далее - Правила N 1940).
Фактические расходы бюджета Фонда на указанные цели в 2021 году составили 502,9 млн. рублей или 42,5% от утвержденного объема.
На низкий уровень освоения средств повлияли следующие факторы:
уменьшение в соответствии с Правилами N 1940, начиная с 7-го месяца года, размера иных межбюджетных трансфертов, подлежащих ежемесячному перечислению бюджету территориального фонда, на сумму остатков средств, образовавшихся в результате неполного использования территориальным фондом иных межбюджетных трансфертов в текущем году;
отсутствие заявок от территориальных фондов на использование средств нераспределенного резерва;
приостановление проведения диспансеризации по решениям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации в условиях введения ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В целях повышения уровня освоения средств, предусмотренных на стимулирующие выплаты, и повышения эффективности проводимых профилактических осмотров, в 2021 году постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2561 "О внесении изменений в Правила предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения" были внесены изменения в Правила N 1940, упрощающие процедуру предоставления указанных выплат стимулирующего характера медицинским работникам.
Указанными изменениями исключено условие по срокам ожидания медицинской помощи в случае подозрения на онкологическое заболевание для предоставления средств из бюджета территориального фонда медицинским организациям на указанные цели, которое являлось излишним для перечисления средств из бюджета территориального фонда медицинским организациям.
Одновременно предусматривается соблюдение установленных в Программе государственных гарантий сроков установления диспансерного наблюдения за пациентом с онкологическим заболеванием для осуществления денежной выплаты медицинскому работнику, осуществившему установление диспансерного наблюдения за пациентом с онкологическим заболеванием.
Дополнительные меры по повышению уровня освоения средств на стимулирующие выплаты будут рассмотрены по результатам их освоения в 2022 году.
Расходы на оплату родового сертификата
Финансовое обеспечение расходов на оплату медицинским организациям услуг, оказанных женщинам в период беременности, (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни за счет межбюджетных трансфертов Фонда осуществлялось в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг, оказанных женщинам в период беременности (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни".
На указанные цели из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2021 году перечислено по заявочному принципу 13 324,2 млн. рублей (100% от запланированного объема). Представленные в 2021 году заявки Фонда социального страхования Российской Федерации профинансированы в полном объеме.
Расходы на изготовление и доставку полисов ОМС
Кассовые расходы Фонда на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца в 2021 году составили 1 141,2 млн. рублей, или 86,1% от размера, утвержденного Федеральным законом.
В 2021 году изготовлено и доставлено в территориальные фонды 8,6 млн. полисов, из них 4 млн. - электронные, 4,6 млн. - бумажные.
Предоставление средств из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов на изготовление и доставку полисов ОМС осуществляется по заявочному принципу. Все поступившие в 2021 году от территориальных фондов заявки обеспечены финансированием в полном объеме.
Учитывая наличие остатков неиспользованных средств, с 2022 года предусматривается поэтапное сокращение потребности путем ежегодного уменьшения планируемого количества полисов ОМС на 10%, в связи с переходом в перспективе на цифровую форму полиса ОМС, что повысит уровень использования средств бюджета Фонда.
Осуществление единовременных выплат медицинским работникам за периоды, истекшие до 1 января 2018 г.
В 2021 году на исполнение судебных актов по вопросам осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам за периоды, истекшие до 1 января 2018 года, из нормированного страхового запаса Фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона направлено 7,1 млн. рублей для предоставления единовременной компенсационной выплаты 14 медицинским работникам.
Расходы на государственную информационную систему обязательного медицинского страхования
Кассовые расходы в 2021 году на финансовое обеспечение мероприятий по модернизации государственной информационной системы обязательного медицинского страхования и организацию ее информационного взаимодействия с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения произведены в сумме 438,5 млн. рублей, за счет не использованного по состоянию на 1 января 2021 года остатка средств межбюджетного трансферта, предоставленного из федерального бюджета на указанные цели, в размере 606,5 млн. рублей.
В рамках указанных мероприятий в соответствии с заключенными государственными контрактами оплачено выполнение работ по системному проектированию, развитию и оказанию услуг по сопровождению ГИС ОМС на сумму 143,5 млн. рублей, а также по развитию прикладного программного обеспечения ГИС ОМС - на 295 млн. рублей.
Расходы на обеспечение деятельности Фонда
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и других мероприятий, связанных с деятельностью Фонда, в 2021 году составили 996,5 млн. рублей, или 108,6% к объемам, утвержденным Федеральным законом (918,0 млн. рублей).
Превышение фактических расходов на указанные цели по сравнению с утвержденным Федеральным законом объемом связано с решением Правительства Российской Федерации по увеличению предельной штатной численности работников Фонда, принятым в 2021 году.
Статьей 6 Федерального закона установлено право Фонда использовать на реализацию решений Правительства Российской Федерации в целях финансового обеспечения ведения дела по обязательному медицинскому страхованию средства нормированного страхового запаса в объеме не более 450,0 млн. рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2021 г. N 81 "О внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1060" установлена с 1 января 2021 г. предельная штатная численность работников Фонда в количестве 340 человек (без персонала по охране и обслуживанию зданий). Таким образом, предельная штатная численность работников Фонда увеличена на 50 человек.
В связи с этим, вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что в 2021 году дополнительные расходы на оплату труда работников Фонда в целях финансового обеспечения ведения дела по обязательному медицинскому страхованию в части оказания застрахованным лицам медицинской помощи в соответствии с пунктом 11 статьи 5 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в объеме 65,8 млн. рублей осуществляются за счет средств нормированного страхового запаса Фонда.
Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. N 1022-р предусмотрено направление в 2021 году средств нормированного страхового запаса Фонда в объеме 258,9 млн. рублей на закупку товаров, работ и услуг, аренду помещений в целях обеспечения деятельности работников Фонда в количестве 50 человек и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения.
Указанные изменения внесены в уточненную сводную роспись бюджета Фонда, в связи с чем фактические расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и других мероприятий, связанных с деятельностью Фонда, обоснованно выше ассигнований, утвержденных Федеральным законом.
В проекте федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год" отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), соответствующий вид государственного контроля (надзора), вид разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения.
Проект федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год" не оказывает влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год" не повлечет негативных социально-экономических, финансовых или иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год" не потребует признания утратившими силу, изменения, приостановления, принятия федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Проект федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год" соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год"
Реализация Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.