Заключен договор аренды помещений сроком на пять лет. Арендодателем является АО "Почта России", арендатором - администрация муниципального образования. Договор был заключен несколько лет назад без соблюдения законодательства о контрактной системе. Арендодатель направил письмо о повышении арендной платы на 5% с 01.01.2022 без заключения дополнительного соглашения, ссылаясь на то, что договором предусмотрено право на одностороннее изменение арендной платы.
Правомерно ли повышать стоимость арендной платы в такой форме, без указания точной суммы и без заключения дополнительного соглашения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Изменение арендной платы по указанному в вопросе договору возможно только по соглашению сторон. Кроме того, на наш взгляд, в описанной ситуации заказчику целесообразно заключить новый договор с соблюдением требований законодательства о контрактной системе.
Обоснование вывода:
Гражданское законодательство позволяет сторонам предусмотреть в договоре аренды условие, предоставляющее арендодателю право в одностороннем порядке изменять размер арендной платы (смотрите в связи с этим п. 3 ст. 614 ГК РФ и п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73). В этом случае для изменения арендной платы достаточно получения арендатором соответствующего уведомления арендодателя. Заключать дополнительное соглашение об изменении арендной платы при этом не требуется*(1). Однако к договорам аренды, арендаторами по которым являются муниципальные заказчики (в частности, администрация муниципального образования), указанное правило неприменимо.
Заказчиками, руководствующимися Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), являются, в частности, муниципальные заказчики (п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). К муниципальным заказчикам относятся действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки муниципальные органы и муниципальные казенные учреждения (п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). К ним относятся и администрации муниципальных образований. Муниципальные заказчики осуществляют закупки (в том числе направленные на приобретение имущества в аренду) в соответствии с Законом N 44-ФЗ во всех случаях, помимо прямо оговоренных в данном Законе (ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Принятие решения об определении контрагента без учета требований Закона N 44-ФЗ влечет административную ответственность, предусмотренную чч. 2, 3 ст. 7.29 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения контрагентов или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Из ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ следует, что закупка у единственного контрагента может проводиться только в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Заключение заказчиком договоров аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения допускается без проведения конкурентных процедур, то есть с единственным контрагентом (п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Однако нужно учитывать, что Законом N 44-ФЗ установлен ряд требований, которые должны соблюдаться при осуществлении закупки (в том числе при заключении контракта, предметом которого является аренда администрацией недвижимого имущества). В частности, до заключения контракта планируемая закупка должна быть отражена в плане-графике, цена аренды должна быть определена в соответствии с правилами, предусмотренными Законом N 44-ФЗ, и обоснованна, условия контракта должны соответствовать требованиям ст. 34 Закона N 44-ФЗ, контракт должен пройти контроль уполномоченного органа*(2). Кроме того, после заключения контракта сведения о нем по общему правилу должны быть направлены для включения в реестр контрактов. Туда же должны направляться информация и документы во всех случаях изменения контракта и при его исполнении*(3). За несоблюдение большинства из перечисленных выше требований (а в описанной ситуации, как следует из вопроса, они не соблюдены) предусмотрена административная ответственность*(4). Поскольку исполнить все необходимые требования в рассматриваемой ситуации затруднительно, мы полагаем, что в интересах заказчика принять меры к расторжению действующего договора и заключить новый договор с соблюдением все требований законодательства о контрактной системе.
В силу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. В силу этой же нормы изменение существенных условий контракта допускается исключительно в случаях, предусмотренных ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Пункт 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ позволяет изменить практически любые условий контракта, заключенного по основанию, предусмотренному п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, включая условие о цене. Однако, как видно из абзаца первого ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, во всех случаях, когда закон допускает изменение условий контракта, такое изменение должно оформляться соглашением сторон. Возможность одностороннего изменения условий договора аренды, заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ, законом не предусмотрена. Таким образом, в описанной ситуации для изменения условий договора следует заключить соответствующее дополнительное соглашение.
Правоприменительной практики, где бы рассматривались аналогичные ситуации, мы не обнаружили.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Ответ прошел контроль качества
4 февраля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите в связи с этим ответ на Вопрос: Одностороннее изменение арендодателем размера арендной платы (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.).
*(2) Смотрите в связи с этим материалы: Энциклопедия решений. Порядок закупки по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика; Энциклопедия решений. Порядок закупки на основании пп. 11, 22, 30, 31, 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
*(3) Смотрите ст. 103 Закона N 44-ФЗ, а также материалы Энциклопедии решений: Реестр контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ; Сведения, которые направляются заказчиком для формирования предусмотренного Законом N 44-ФЗ реестра контрактов; Порядок внесения сведений в предусмотренный Законом N 44-ФЗ реестр контрактов.
*(4) Смотрите, в частности, ст. 7.29.3, 7.31, 7.32 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"