Администрация городского поселения имеет свой сайт. Ежегодно заключается договор на развитие и информационно-техническое сопровождение официального сайта муниципального образования. Какие требования предъявляются к исполнителю данной услуги? Нужно ли проверять исполнителя на предмет регистрации его в реестре отечественного программного обеспечения (приказ Минкомсвязи России от 14.12.2016 N 653)? Применять ли при заключении договора постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае заказчик устанавливает к контрагенту требования, предусмотренные пп. 3-5, 7-11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Проверять наличие сведений о контрагенте в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, включенных в него на основании приказа Минкомсвязи России от 14.12.2016 N 653, при этом не требуется.
Запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, установленный постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, распространяется на закупки у единственного контрагента. Однако обязанность его применения при оказании услуг, являющихся объектом закупки, зависит от конкретных условий контракта, в частности, от предоставления заказчику прав на использование программного обеспечения или расширения ранее предоставленного заказчику объема прав на используемое программное обеспечение в результате исполнения такого контракта. Заказчик также вправе не применять запрет, установленный постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, при наличии обоснования невозможности его применения. Окончательное решение по вопросу о необходимости применения Постановления N 1236 при возникновении спорной ситуации может принять только суд.
Обоснование вывода:
Какие требования предъявляются к исполнителю.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ) (далее - Закон N 44-ФЗ) стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) имеет возможность любое заинтересованное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
В свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик, в том числе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее - контрагент), в случаях, предусмотренных пп. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, устанавливает единые требования к участникам закупки, предусмотренные указанной нормой (смотрите подробнее об этом в материале: Энциклопедия решений. Единые требования, предъявляемые к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ).
Законодательством РФ не установлены какие-либо специальные требования к лицам, осуществляющим оказание услуг по развитию и информационно-техническому сопровождению сайтов в сети "Интернет", в том числе о наличии сведений о таких лицах в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр российского программного обеспечения) на основании приказа Минкомсвязи России от 14.12.2016 N 653. Следовательно, в приведенной в вопросе практической ситуации исполнителем по контракту может быть любое заинтересованное лицо, соответствующее требованиям, установленным пп. 3-5, 7-11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. В связи с этим заказчик не обязан проверять наличие сведений об исполнителе в Реестре российского программного обеспечения (ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Применять ли при заключении контракта Постановление правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" сайт в сети "Интернет" - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".
На основании ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи (далее - программное обеспечение), происходящих из иностранных государств, за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов ЕАЭС, за исключением России, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 2 Постановления N 1236). Требования указанного постановления распространяются на закупки у единственного контрагента (в том числе и на закупки, осуществляемые на основании пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) (смотрите подробнее об этом материал: Энциклопедия решений. Запреты и ограничения допуска к закупкам по Закону N 44-ФЗ отдельных иностранных товаров, работ, услуг).
При этом п. 2.1 Постановления N 1236 определен перечень случаев, при которых данный запрет подлежит применению. В частности, согласно подп. "в" и "г" указанного пункт, предусмотрено, что Постановление N 1236 применяется при закупке работ (услуг), связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением, разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, если такие работы (услуги) сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Таким образом, если условия контракта предусматривают предоставление заказчику прав на использование программного обеспечения, составляющего сайт, или расширение ранее предоставленного объема прав, то заказчик должен применить запрет, установленный Постановлением N 1236. Соответственно, если при оказании услуг заказчику не предоставляются права на использование такого программного обеспечения, а также расширение ранее предоставленного объема прав на такое программное обеспечение не производится, то запрет в соответствии с Постановлением N 1236 не устанавливается. Косвенно подтверждение данной позиции можно обнаружить в решении УФАС по Краснодарскому краю от 10.06.2019 N 834/2019-КС, решении УФАС по Владимирской области от 07.11.2018 N Г1084-04/2018, решении УФАС по Ивановской области от 22.05.2018 N 07-15/2018-095.
Напомним, что при осуществлении закупок, указанных в п. 2.1 Постановления N 1236, заказчик вправе не применять предусмотренный Постановлением N 1236 запрет, при наличии обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, подготовленного заказчиком в порядке, установленном этим постановлением.
В заключение отметим, что для однозначного ответа на данный вопрос требуется детальный анализ условий контракта, поэтому в рамках этого ответа мы можем высказать лишь нашу позицию по заданному вопросу, основанную на имеющейся в нашем распоряжении информации. Окончательное же решение по этому вопросу в случае возникновения спорной ситуации может принять только суд.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира
Ответ прошел контроль качества
10 февраля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"