В соответствии с п. 22 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки и не содержит условия о штрафе. В свою очередь, соответствии с п. 9 Правил определения размера штрафа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, устанавливаются размеры штрафа за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Какой нормативный акт должен использовать заказчик (потребитель) для формирования условия об ответственности заказчика при заключении контракта на оказание услуг по обращению с ТКО?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При заключении контракта на вывоз твердых коммунальных отходов следует руководствоваться в первую очередь законодательством, регулирующим именную данную сферу отношений. Включение в такой контракт условий об ответственности, предусмотренных законодательством о контрактной системе, в этом случае не является обязательным.
Обоснование вывода:
Безусловно, следует иметь в виду, что по общему правилу контракт должен включать обязательные условия, предусмотренные ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в том числе условия о штрафных санкциях. Ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) по контракту предусмотрена чч. 6-8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, ответственность заказчика - ч. 5 той же статьи.
Однако ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ из вышеописанного общего правила предусмотрено исключение: при заключении контрактов с единственным поставщиком в случаях, предусмотренных рядом пунктов ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в том числе п. 8, на основании которого заключаются контракты на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, заказчиком могут не применяться положения чч. 4-9, 11-13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок.
Следует заметить, что заключение контрактов почти во всех вышеназванных сферах регулируется отдельными специальными законами и (или) подзаконными актами, в отношении норм которых правоприменительная практика давно признала приоритет перед соответствующими нормами Закона N 44-ФЗ (письмо ФАС России от 16.11.2017 N ВК/79958/17, п. 39 Обзора ВС РФ от 28.06.2017, смотрите также соответствующий раздел отдельного материала). Причем в рамках данных правоотношений заключаются публичные договоры, то есть договоры, которые лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, должно по характеру такой деятельности заключать с каждым, кто к нему обратится (п. 1 ст. 426 ГК РФ). В отношении публичных договоров в случаях, предусмотренных законом, применяются правила, обязательные для сторон при их заключении и исполнении (типовые договоры, положения и т.п.), утвержденные на основании п. 4 ст. 426 ГК РФ и отдельных норм иных законов Правительством РФ и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, при заключении контракта на вывоз твердых коммунальных отходов следует руководствоваться в первую очередь законодательством, регулирующим именную данную сферу отношений. Включение в такой контракт условий об ответственности, предусмотренных законодательством о контрактной системе, в этом случае не является обязательным.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
11 февраля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"