27 декабря 2021 года между ООО в качестве Подрядчика и Управлением капитального строительства города в качестве Заказчика заключен муниципальный контракт на строительство кольцевого водопровода. Единица измерения в объемах работ по ведомости и смете указана как комплекс работ одной строкой. К контракту приложен график финансирования с разбивкой по этапам выполненных работ ежемесячно на шесть месяцев с условием оплаты выполненного этапа работ в течение десяти рабочих дней с даты подписания КС-2, КС-3. В контракте также содержится условие о том, что приемка и оплата производятся по этапам согласно графику производства работ и графику финансирования. Однако 07.02.2022 Минстрой письмом N 4170-СМ/09 разъяснил, что стоимость работ, сгруппированных в комплекс, не подлежит поэтапной приемке. Приемка и оплата указанных работ и затрат осуществляются после завершения выполнения всех работ, входящих в указанный комплекс.
Может ли заказчик отказать в приемке и оплате этапов выполненных работ на основании письма Минстроя России N 4170-СМ/09?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приемка и оплата этапов работ должна осуществляться в соответствии с условиями контракта. Указанное в вопросе письмо не является основанием для отказа в приемке и оплате этапов выполненных работ.
Обоснование вывода:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) основан в том числе на нормах ГК РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), а контракт, заключаемый в соответствии с этим законом, представляет собой гражданско-правовой договор (п. 3 ч. 1 ст. 1, пп. 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Поэтому, если иное не предусмотрено нормами Закона N 44-ФЗ, нормы ГК РФ должны применяться и к отношениям по контрактам (смотрите также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889). Исполнение контракта, которое включает в себя в том числе приемку исполненного по контракту и оплату, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, на что и указано в ч. 1 ст. 94 этого Закона.
В силу п. 1 ч. 13 ст. 34, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ порядок и сроки осуществления приемки, в частности, результатов отдельного этапа исполнения контракта, выполненной работы, порядок и сроки оформления результатов такой приемки, а также порядок и сроки оплаты заказчиком выполненной работы (ее результатов), а также отдельных этапов исполнения контракта устанавливаются контрактом и являются его существенными условиями (п. 1 ст. 432 ГК РФ, ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 ГК РФ). В этой связи напомним, что Закон N 44-ФЗ допускает изменение существенных условий контракта исключительно в случаях, предусмотренных ст. 34 и 95 этого Закона, и только по соглашению сторон (ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, одностороннее изменение сторонами существенных условий контракта, в том числе в случаях, указанных в ч. 1 ст. 94 этого Закона, не допускается. В свою очередь, в силу ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является правомерным только при наличии оснований, предусмотренных ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в частности, при наличии существенного нарушения подрядчиком условий контракта и если право на отказ от исполнения контракта было предусмотрено контрактом. Действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ (смотрите также письмо ФАС России от 12.03.2019 N ИА/18794/19).
При этом по смыслу ст. 720 ГК РФ, чч. 3, 5, 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ общий порядок приемки выполненных работ предполагает право заказчика отказаться от их приемки только при обнаружении отступлений от условий контракта, ухудшающих результат работы, или иных недостатков предоставленных, в частности, подрядчиком результатов, предусмотренных контрактом.
Минстрой России в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.11.2013N1038, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства. В ч. 7 ст. 3 ГК РФ предусмотрено, что министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. Согласно п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается. Соответственно, письмо Минстроя России от 07.02.2022 N 4170-СМ/09 не является нормативным правовым актом, не может иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц. Аналогичные разъяснения содержатся также в отдельных письмах этого ведомства (письма Минстроя России от 02.06.2021 N 13402-ОГ/09, от 24.03.2021 N 6926-ОГ/09, от 08.02.2021 N 4350-ИТ/09, от 14.01.2021 N 598-ИТ/09).
Таким образом, в приведенной в вопросе практической ситуации отказ заказчика от исполнения контракта в целом или отказ от подписания документа о приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта не допускается.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира
Ответ прошел контроль качества
21 февраля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"