Требуется ли решение совета муниципального образования для заключения соглашения с поселениями района о передаче полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при проведении конкурентных закупок в соответствии с ч. 9 ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ или достаточно только постановления местной администрации?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Порядок заключения соглашений, предусмотренных ч. 9 ст. 26 Закона N 44-ФЗ, между муниципальным районом и входящими в его состав поселениями определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Обоснование позиции:
Согласно ч. 9 ст. 26 Закона N 44-ФЗ уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления муниципального района, вправе осуществлять полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для отдельных муниципальных заказчиков, действующих от имени поселений, бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий поселений и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления поселений в соответствии с частями 3 и 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ, на основании соглашений между муниципальным районом и входящими в его состав поселениями.
При этом следует иметь в виду, по мнению Минфина России, закупочная деятельность может осуществляться в том числе в рамках полномочий по решению вопросов местного значения (письмо Минфина России от 13.08.2018 N 06-04-11/57182). В этой связи соглашения, предусмотренные ч. 9 ст. 26 Закона N 44-ФЗ, могут рассматриваться в качестве соглашений о передаче части полномочий поселений по решению вопросов местного значения на уровень муниципального района.
Согласно ч. 4 ст. 15 Закона N 131-ФЗ порядок заключения органами местного самоуправления поселений соглашений о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления муниципального района определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Такие соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
На практике подобные соглашения заключаются с участием представительного органа муниципального образования, который может либо определить порядок заключения такого рода соглашений*(1), либо самостоятельно принять (передать) соответствующие полномочия и обязать местную администрацию заключить рассматриваемое соглашение*(2).
Таким образом, по нашему мнению, порядок заключения соглашений, предусмотренных ч. 9 ст. 26 Закона N 44-ФЗ, между муниципальным районом и входящими в его состав поселениями определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
25 февраля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите в частности:
- порядок, утвержденный решением Собрания депутатов муниципального образования "Калининский район" Тверской области от 25.03.2015 N 78, а также принятое на его основе решение Собрания депутатов Калининского района Тверской области от 11.06.2020 N 109 "О принятии полномочий органов местного самоуправления поселений Калининского района по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении конкурентных способов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд сельских и городских поселений на 2020 год";
- порядок, утвержденный решением Муниципального Совета Рыбинского муниципального района Ярославской области от 28.05.2015 N 718 "О порядке заключения соглашений о передаче (принятии) осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления Рыбинского муниципального района и органами местного самоуправления поселений, входящих в состав Рыбинского муниципального района", а также принятое на его основе постановление Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области от 18.01.2016 N 18 "О Соглашении о передаче осуществления полномочий по решению вопросов местного значения Судоверфского сельского поселения и Рыбинского муниципального района в 2016 году";
- порядок, утвержденный решением Думы Томского района от 23.06.2015 N 466 "Об утверждении Порядка заключения соглашений с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав Томского района, о передаче (принятии) части полномочий по решению вопросов местного значения" (пятый созыв пятьдесят первое собрание), а также принятое на его основе постановление Администрации Томского района от 15.11.2017 N 248 "О принятии полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг".
*(2) Смотрите, в частности:
- решение Чучковской районной Думы Рязанской области от 24.11.2021 N 42 "О принятии полномочий городского и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования - Чучковский муниципальный район Рязанской области по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд";
- решение Совета сельского поселения "Озёл" муниципального района "Сыктывдинский" Республики Коми от 22.01.2021 N 45/01-3-179 "О передаче к осуществлению части полномочий сельского поселения "Озёл" муниципальному образованию муниципальному району "Сыктывдинский" на 2021 год";
- решение Мичуринского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 17.12.2014 N 142 (пятый созыв двадцать третье заседание) "О принятии к осуществлению части полномочий органов местного самоуправления сельсоветов Мичуринского района в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд поселения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"