С потерпевших, которые попали в ДТП и данные на которых аварийным комиссаром были оформлены в приложении для мобильных устройств (смартфонов) - ДТП. Европротокол, страховщики требуют вернуть страховую выплату, превышающую 100 000 руб. То есть если участники ДТП воспользовались аккаунтом аварийного комиссара, то страховщики считают, что такое ДТП оформлено только на бланке (извещение), по которому максимальная страховая сумма составляет 100 000 руб., а по приложению 400 000 руб. Письма о возврате таких сумм стали приходить лицам, которые получили выплату несколько месяцев назад, при этом между страховщиком и потерпевшим было заключено Соглашение о размере выплаты.
Правомерны ли действия страховщиков?
Полагаем, что в указанном случае первично следует обратиться с жалобой в ЦБ РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии (далее - ДТП) без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о ДТП в порядке, предусмотренном п. 6 упомянутой статьи.
Исходя из положений п. 6 названной статьи Закона об ОСАГО при оформлении документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной пп. "б" ст. 7 Закона об ОСАГО (400 000 рублей), при отсутствии разногласий у участников ДТП данные о последнем должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (далее - АИС ОСАГО), созданную в соответствии со ст. 30 Закона об ОСАГО, одним из способов, перечисленных в статье.
Для целей реализации одного из них, а равно фиксирования и передачи данных о ДТП в АИС ОСАГО, Российским Союзом Автостраховщиков было разработано приложение для мобильных устройств (смартфонов) - ДТП. Европротокол.
Согласно описанию указанного приложения, для целей его использования необходимо авторизоваться на портале Госуслуг, то есть необходима подтвержденная учетная запись хотя бы одного из участников ДТП. Данные выводы в том числе следуют и из разъяснений РСА: https://autoins.ru/novosti/tekushchie/?ELEMENT_ID=677701.
С учетом изложенного полагаем, что способ фиксирования и передачи данных о ДТП применительно к Закону об ОСАГО посредством использования указанного приложения предполагает необходимость оформления ДТП с его помощью именно одним из участников ДТП. То есть использование приложения посредством оформления ДТП, не его участником, а в частности аварийным комиссаром со своего аккаунта, свидетельствует о нарушении порядка оформления ДТП по европротоколу.
Однако официальные разъяснения в отношении последствий такого оформления ДТП отсутствуют, равно как и судебная практика (к сожалению, найти не удалось).
Учитывая отсутствие официальных разъяснений по существу ситуации, полагаем целесообразным обратиться в ЦБ РФ, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 11.1 Закона об ОСАГО, оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России в случае наличия обстоятельств, указанных в данной статье, которые в упомянутом случае были соблюдены.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховой надзор осуществляется Банком России.
В этой связи, принимая во внимание вышеизложенное, положения Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", а также невозможность в силу п. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" направить адвокатский запрос о разъяснении законодательства РФ, полагаем целесообразным непосредственно потерпевшему обратиться в ЦБ РФ с жалобой на действия страховщика и просьбой о защите его нарушенных прав и законных интересов, с указанием обстоятельств нарушения и порядком действий в упомянутом случае.
К сожалению, образец жалобы в ЦБ РФ в системе ГАРАНТ найти не удалось, поэтому предлагаем рассмотреть образец по ссылке https://antistrahovoy.ru/zhaloba-v-tsb-na-strahovuyu.html#kakovy-polnomochiya-tsentrobanka. Разумеется, необходимо будет жалобу подготовить по указанным обстоятельствам.
Касательно обращения в ЦБ РФ следует отметить возможность его реализации посредством электронной формы через интернет-приемную или приложение ЦБ онлайн, с подробностями можно ознакомиться на официальном сайте ЦБ РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр
Ответ прошел контроль качества
14 декабря 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"