Земельный участок находится в муниципальной собственности. Категория земель - земли поселений (земли населенных пунктов). Разрешенное использование - для ведения гражданами животноводства (код 1.7).
Гражданин планирует использовать участок для сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных.
Может ли гражданин заключить договор аренды этого земельного участка без проведения аукциона? Каков порядок заключения договора аренды?
В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным организациям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
В соответствии с подп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно подп. 12 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" вид разрешенного использования "Животноводство" предусматривает осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала), размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.8-1.11, 1.15, 1.19, 1.20.
В связи с изложенным данный вид разрешенного использования предусматривает возможность осуществлять как сенокошение, так и выпас сельскохозяйственных животных.
Вместе с тем ВРИ "Животноводство" имеет значительно более широкий диапазон хозяйственный деятельности, чем ВРИ "Сенокошение" (код 1.19) и "Выпас сельскохозяйственных животных" (код 1.20) в отдельности, что может вызывать сомнение в возможности предоставления такого земельного участка в указанных целях.
В этой связи считаем необходимым отметить следующее.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают не только на основании закона, но и на основании гражданско-правовых договоров и сделок (а также в иных случаях, предусмотренных данной нормой).
Арендные отношения осуществляются на основании договора аренды земельного участка (ст. 606 ГК РФ).
Полагаем, что наличие в договоре аренды земельного участка указания на недопустимость его использования в иных целях, кроме сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, сделает предоставление такого земельного участка законным.
В связи с изложенным считаем заслуживающей внимания следующую судебную практику.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 25 ноября 2020 г. по делу N 33-14322/2020: Заявитель жалобы полагает, что, получив в аренду без проведения торгов земельный участок с назначением "животноводство", арендатор такого земельного участка будет использовать этот земельный участок в соответствии с любым видом в рамках наименования "Животноводство", в том числе для размещения зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, что недопустимо, поскольку противоречит особому порядку и основанию предоставления земельных участков и является обходом административной процедуры предоставления земельных участков с торгов.
Отклоняя доводы ответчика о том, что предоставление без торгов земельных участков возможно исключительно в случае установления им таких видов разрешенного использования, как "сенокошение" и/или "выпас сельскохозяйственных животных", суд первой инстанции указал, что предоставление земельного участка зависит от цели, для которой такой участок предоставляется и разрешенного вида использования. При этом суд отметил, что предоставление земельного участка с разрешенным видом использования "животноводство" не исключает, а, наоборот, подразумевает его использование, в том числе для целей сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, полагая, что суд первой инстанции исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Указание апеллянта на вид разрешенного использования испрашиваемых земельных участков и его предположения относительно возможного нецелевого использования истцами земельных участков не могут служить основанием для отказа в предоставлении земельных участков в аренду.
Апелляционное определение СК по административным делам Тверского областного суда от 24 июля 2019 г. по делу N 33а-2427/2019: Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением Администрации Лесного района Тверской области N 104-па от 06 августа 2018 года "О предварительном согласовании предоставления Крутову М.В. земельного участка в районе д. Городок Лесного района" утверждена схема расположения земельного участка с условным номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенный по адресу: "адрес" и предварительно согласовано предоставление Крутову М.В. в аренду земельного участка из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", площадью N кв. м, вид разрешенного использования: "животноводство", цель использования - для выпаса сельскохозяйственных животных, территориальная зона не установлена, местоположение: "адрес" по направлению на ЮВ от д. Лыкошино в границах, указанных в схеме расположения земельного участка. Крутову М.В. поручено обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для образования земельного участка, в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка, и предоставлено право без доверенности обращаться в уполномоченный орган с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка.
Отметим, что предоставление земельных участков без проведения торгов осуществляется в порядке, установленном ст. 39.14-39.17 ЗК РФ.
Так, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке (п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ):
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Административные регламенты оказания муниципальных услуг в Саратовской области;
- апелляционное определение СК по административным делам Алтайского краевого суда от 02 декабря 2020 г. по делу N 33а-8197/2020;
- апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 18 июля 2019 г. по делу N 33-4682/2019.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван
Ответ прошел контроль качества
17 ноября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"