Бюджетную отчетность будут принимать только с аудиторским заключением о ее достоверности
(обзор приказа Минфина России от 01.09.2021 N 120н)
7 октября 2021 г.
11 октября 2021 года вступает в силу очередной - шестой по счету - федеральный стандарт ВФА "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности".
Уточним, что уже год действует Стандарт "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" и немногим дольше - Стандарт "Реализация результатов внутреннего финансового аудита"; с введением в действие нового Стандарта в два вышеназванных внесены некоторые изменения, и теперь все три документа будут применяться одновременно.
Самое важное нововведение Стандарта "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности..." - требование об обязательном наличии аудиторского заключения при представлении бюджетной отчетности. Оно потребуется уже при подтверждении достоверности бюджетной отчетности на 1 января 2022 года, а по решению органа власти или руководителя аудиторского подразделения - и в отношении промежуточной отчетности 2021 года.
Рассмотрим основные моменты нового Стандарта.
1. Как организовать аудит в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности?
Можно выбрать один из двух вариантов проведения аудиторских мероприятий
Параметры для сравнения |
I вариант |
II вариант |
Количество аудиторских мероприятий |
Одно |
Не менее двух |
Цель аудиторского мероприятия |
1-е мероприятие:
Подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, за отчетный финансовый год
Пример: в 2022 году проводится аудиторская проверка в целях подтверждения достоверности годовой бюджетной отчетности за 2021 год (составленной на 01.01.2022).
Важно! План проведения аудиторских мероприятий на 2022 год, в который включена указанная проверка, должен быть представлен аудиторами на утверждение руководителю органа / учреждения до конца 2021 года |
|
Х |
2-е и последующие мероприятия:
Подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение текущего финансового года для подтверждения в очередном финансовом году достоверности годовой бюджетной отчетности за текущий финансовый год.
Пример: Аудиторским подразделением в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности запланировано проведение в 2022 году нескольких аудиторских мероприятий. В этом случае порядок действий аудиторов будет таким: 1-е мероприятие - подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности на 1 января 2022 года; 2-е мероприятие - проверка порядка выполнения бюджетных процедур учета и отчетности и/или изучение составленной в течение 2022 года промежуточной отчетности, составленной на одну или несколько квартальных дат (01.04.2022, 01.07.2022, 01.10.2022) |
|
Сроки проведения аудита в целях подтверждения достоверности отчетности |
1-е мероприятие: До наиболее ранней из дат: - до даты окончания аудиторского мероприятия, указанной в Плане проведения аудита; - до даты подписания годовой бюджетной отчетности руководителем органа / учреждения |
|
Х |
2-е и последующие мероприятия: Сроки определяются исходя из: - количества отчетных периодов, за которые составлялась промежуточная отчетность, достоверность которой необходимо подтвердить; - перечня вопросов, подлежащих изучению, и обязательных действий в рамках каждого аудиторского мероприятия. |
2. Что должны проверить аудиторы для вынесения решения о достоверности отчетности?
Аудиторские мероприятия в целях подтверждения достоверности отчетности состоят из нескольких этапов, в ходе которых аудиторы в числе прочего должны проверить и сделать выводы:
а) о соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, включая соблюдение порядка:
- формирования и актуализации учетной политики,
- оформления и принятия к учету первичных учетных документов,
- хранения документов бюджетного учета;
б) о соответствии информации, содержащейся в подтверждаемой бюджетной отчетности качественным характеристикам, установленным Стандартом "Концептуальные основы...", в т.ч.:
- соответствие состава бюджетной отчетности требованиям федеральных стандартов и Инструкции N 191н;
- составление бюджетной отчетности на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета;
- соблюдение порядка проведения инвентаризации активов и обязательств;
в) о наличии фактов и/или признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета.
И только если информация, содержащаяся в бюджетной отчетности, и в пояснениях к ней, отвечает установленным характеристикам, а в ходе проведения аудиторского мероприятия не выявлены существенные ошибки, нарушения и недостатки, бюджетная отчетность может быть признана достоверной.
3. Как организовать аудит в целях подтверждения достоверности отчетности при централизации?
При передаче централизуемых полномочий центрами учета, напомним, являются:
- Федеральное Казначейство, региональные / муниципальные финорганы - для органов и учреждений, передавших ведение учета и составление отчетности на основании решения Правительства РФ или органа власти субъекта РФ или местной администрации;
- централизованная бухгалтерия - для казенных учреждений, передавших ведение учета и составление отчетности добровольно по договору.
Проведение соответствующих аудиторских проверок и формирование аудиторского заключения о достоверности бюджетной отчетности обязательны и при централизации учета и отчетности. В этом случае способ проведения аудиторских мероприятий будет зависеть от вариантов организации ВФА как в в органе / учреждении, учет которого ведется централизованно, так и в центре учета.
Варианты организации ВФА |
Кто и что делает в рамках аудиторских мероприятий по подтверждению достоверности отчетности |
||
в органе / учреждении |
в центре учета |
||
организовано аудиторское подразделение
|
Аудиторы органа / учреждения 1. Проверяют: - правильность формирования первичных учетных документов, своевременность их передачи в центр учета; - соблюдение порядка проведения и оформления результатов инвентаризации; - правильность и достоверность информации в Пояснительной записке, и др. 2. Формируют заключение: - о степени надежности ВФК, - о наличии фактов / признаков, оказывающих существенное влияние на достоверность отчетности. Суждение о достоверности бюджетной отчетности в этом заключении не отражается! 3. Передают заключение в центр учета
Аудиторы центра учета 1. Выявляют риски искажения отчетности; 2. Подтверждают достоверность данных в регистрах учета; 3. Оценивают надежность ВФК у себя; 4. Анализируют заключение, полученное от аудиторов органа/учреждения. Если заключение признано, формируют суждение о достоверности отчетности органа/учреждения и составляют соответствующее заключение. Если полученное от органа/учреждения заключение не признается, суждение о достоверности аудиторы центра учета формируют на основании результатов аудиторских мероприятий, проведенных в центре учета |
||
организовано аудиторское подразделение
|
полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу
|
||
полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу
| |||
полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу |
организовано аудиторское подразделение |
||
организовано аудиторское подразделение
|
упрощенный способ осуществления ВФА
|
Аудиторы органа / учреждения 1. Проверяют: - правильность формирования первичных учетных документов, своевременность их передачи в центр учета; - соблюдение порядка проведения и оформления результатов инвентаризации; - правильность и достоверность информации в Пояснительной записке, и др. 2. Формируют заключение: - о степени надежности ВФК, - о наличии фактов / признаков, оказывающих существенное влияние на достоверность отчетности. Суждение о достоверности бюджетной отчетности в этом заключении не отражается!
В центре учета аудиторское мероприятие не проводится, заключение о достоверности не формируется. Руководитель центра учета в свободной письменной форме представляет руководителю органа/учреждения информацию: - о соответствии своих операций единой методологии учета и отчетности , - о наличии фактов/признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности |
|
полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу | |||
упрощенный способ осуществления ВФА
|
полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу
|
В органе/учреждении аудиторское мероприятие не проводится, заключение о достоверности не формируется. Руководитель органа/учреждения представляет центру учета в свободной письменной форме информацию: - о соответствии выполнения своих операций единой методологии, - о наличии фактов/признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности.
Аудиторы центра учета 1. Выявляют риски искажения отчетности; 2. Подтверждают достоверность данных в регистрах учета; 3. Оценивают надежность ВФК у себя; 4. По результатам выполнения вышеперечисленных мероприятий формируют суждение о достоверности бюджетной отчетности органа/учреждения и отражают его в заключении о достоверности |
|
организовано аудиторское подразделение
| |||
упрощенный способ осуществления ВФА |
Ни в органе/учреждении, ни в центре учета аудиторские мероприятия не проводятся, заключение о достоверности не формируется |
4. Какое заключение могут вынести аудиторы?
Мнение о достоверности бюджетной отчетности и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности формируется таким образом:
Результаты аудиторского мероприятия |
Формулировка мнения о достоверности |
Ошибки, нарушения не выявлены |
- Порядок ведения бюджетного учета соответствует единой методологии учета и отчетности, - Информация, содержащаяся в подтверждаемой бюджетной отчетности, соответствует качественным характеристикам, - Факты, влияющие на достоверность бюджетной отчетности, отсутствуют. |
Выявлены НЕсущественные ошибки, нарушения
|
В зависимости от характера, причин, условий и последствий выявленных ошибок, нарушений может быть сформулировано мнение:
- Порядок ведения бюджетного учета соответствует / не соответствует единой методологии учета и отчетности, - Информация, содержащаяся в подтверждаемой бюджетной отчетности, соответствует / не соответствует качественным характеристикам, - Факты, влияющие на достоверность бюджетной отчетности, отсутствуют |
Например: При выявлении таких НЕсущественных ошибок/нарушений, как: - неактуальная учетная политика, - нарушения порядка проведения инвентаризации, в суждении о достоверности должен быть отражен вывод: - Порядок ведения бюджетного учета не соответствует единой методологии учета и отчетности, - Информация, содержащаяся в подтверждаемой бюджетной отчетности, не соответствует качественным характеристикам, - Факты, влияющие на достоверность бюджетной отчетности, отсутствуют | |
Выявлены существенные ошибки, нарушения |
В зависимости от характера, причин, условий и последствий выявленных ошибок, нарушений может быть сформулировано мнение:
- Порядок ведения бюджетного учета соответствует / не соответствует единой методологии учета и отчетности, - Наличие фактов, влияющих на достоверность |
Например: При выявлении таких существенных ошибок/нарушений, как: - несоблюдение порядка оформления и принятия к учету первичных учетных документов, - несоответствие состава бюджетной отчетности требованиям Инструкции N 191н и Стандартов бухучета, в суждении о достоверности должен быть отражен вывод: Порядок ведения бюджетного учета не соответствует единой методологии учета и отчетности, - Информация, содержащаяся в подтверждаемой бюджетной отчетности, не соответствует качественным характеристикам, - Наличие фактов, влияющих на достоверность | |
Недостатки не выявлены или выявлены несущественные недостатки. Например: Если внутренний финконтроль не способен в полной мере обеспечить предупреждение/недопущение ошибок и нарушений, однако позволяет их своевременно выявлять и устранять |
Признаков, влияющих на достоверность отчетности и порядок ведения бюджетного учета, не выявлено |
Выявлены существенные недостатки. Например: В ходе проведения аудиторского мероприятия выявлены значимые риски искажения бюджетной отчетности, причинами которых является низкая степень надежности ВФК, при этом величина искажения информации возможной ошибки в отчетности является существенной |
Наличие признаков, влияющих на достоверность отчетности и порядок ведения бюджетного учета |
Тема: Бухгалтерская и иная отчетность, Контроль и аудит
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.