Самые заметные новости января 2022 года для бухгалтера, экономиста, аудитора бюджетной сферы
1 февраля 2022 г.
Самый короткий рабочий месяц январь, тем не менее, очень сложный: нужно завершить все прошлогодние операции, "закрыть" год, подготовить или уточнить плановые документы на новый финансовый год и, конечно, своевременно составить и сдать годовую отчетность.
Основные новшества на 2022 год были приняты до его наступления, но и в январе в нашей новостной ленте зафиксированы достаточно важные для бухгалтера моменты. Для тех, кто не успел ознакомиться со всеми новостями прошедшего месяца, - наша традиционная подборка:
1. Новое в отчетности: изменения в Инструкции N 191н и обновленные контрольные соотношения
1.1. Приказ Минфина России от 21.12.2021 N 217н с поправками в Инструкцию N 191н совсем скоро вернется с регистрации в Минюсте, но все закрепленные в нем нововведения уже применяются при формировании бюджетной отчетности за 2021 год. Основные изменения - в специальном материале.
1.2. В связи с обновлением Инструкций NN 33н и 191н Казначейство скорректировало контрольные соотношения к бухгалтерской и бюджетной отчетности - 2021. Детально об этом - в новостных материалах 20 и 27 января.
2. Новое в КБК и КОСГУ: новые КВД и КВР, разъяснения по КОСГУ, обновленные увязки
2.1. Скорректирован Порядок применения КБК N 85н. При этом некоторые поправки уже должны найти отражение в учете и отчетности 2021 года, другие начинают применяться с 2022 года. Так, с этого года введены новые коды для неденежных расчетов. К таковым относятся, в частности, прием и передача нефинансовых активов, обязательств, "дебиторки" и др. Для отражения поступлений предназначена новая статья доходов 190 "Безвозмездные неденежные поступления" с девятью детализирующими ее элементами. А для учета переданных неденежных активов / обязательств расширено применение и введена дополнительная детализация группы расходов 800 "Иные бюджетные ассигнования". Все подробности - здесь.
2.2. Вот уже третий год подряд Минфин России дает актуальные разъяснения по применению КОСГУ. В очередной их части ведомство привело большое количество примеров по отнесению поступлений и выбытий на элементы КОСГУ 120, 140, 150, 160, 350, 360 и др. - дополнительно к тем, что поименованы в назначении этих кодов в Порядке N 209н. Наиболее значимые моменты - в новостной ленте.
2.3. Скорректирована Таблица соответствия КВР и КОСГУ на 2022 год. В частности, для КВР 321 появилось новое сочетание кодов и уточнен порядок применения одной из действующих увязок. В связи тем, что с 2022 года перечисления по подстатьям КОСГУ 250 "Безвозмездные перечисления бюджетам" разделены на текущие и капитальные и детализация этой статьи расширена, Минфин скорректировал соотношения КВР, по которым отражаются межбюджетные субсидии, субвенции и МБТ, с элементами статьи 250. А еще в связи с вышеназванными поправками в Порядок N 85н добавил новые увязки для КВР группы 800 "Иные бюджетные ассигнования". Подробнее смотрите здесь.
2.4. Одновременно скорректированы таблицы соответствия разделов/ подразделов и видов расходов, применяемых при составлении и исполнении бюджетов субъектов РФ на 2021 год и 2022 год с плановыми периодами. В частности, в обе таблицы введен ряд новых увязок для сферы образования, ЖКХ и др. Чуть подробнее - здесь.
3. Новое в оплате труда: о зарплате бюджетников вообще и госслужащих в частности
3.1. В конце 2021 года была утверждена новая структура денежного содержания госслужащих, закрепленная в Законе N 79-ФЗ о государственной гражданской службе. Цель таких поправок - увеличить долю должностного оклада в структуре денежного содержания госслужащих. Для этого из Закона N 79-ФЗ исключены нормативы формирования ФОТ федеральных госслужащих. С 2022 года их определяет Президент РФ. И соответствующие указы главы государства не заставили себя ждать. Для кого из госслужащих новый порядок оплаты труда применяется уже в 2022 году, а для кого начнет действовать с 2023 года, а также о надбавках и денежных поощрениях - в новостном материале.
3.2. Введены единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 г. Рекомендации должны быть учтены Правительством РФ, органами госвласти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений. Подробнее - здесь.
4. Новое в работе с Казначейством: упрощен порядок санкционирования оплаты обязательств федеральных ПБС
Внесены изменения в Порядок учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета. В частности, с 25 января сокращен перечень документов, необходимых для санкционирования оплаты денежных обязательств. Теперь к Распоряжению о совершении казначейских платежей не требуется прикладывать зарплатные ведомости, авансовые отчеты и еще ряд требуемых до этого документов. Кроме того, при оплате Казначейство не затребует договоры на оказание услуг, выполнение работ, заключенные с физлицами - не ИП, если сумма договора не превышает 100 тыс. рублей. Сокращены сроки для некоторых действий ПБС и казначейских органов. Подробности - здесь.
5. Важное в учете субсидий: нетиповые проводки с применением счетов 401 41 и 401 49
С 2021 года в Инструкции N 157н появились детализирующие его аналитические счета 401 41 "Доходы будущих периодов к признанию в текущем году" и 401 49 "Доходы будущих периодов к признанию в очередные года". Однако бюджетными и автономными учреждениями эти счета могут применяться только если это предусмотрено в учетной политике или соответствующее решение принял региональный / муниципальный финорган. Минкультуры России подготовил для подведомственных учреждений специальные разъяснения о порядке отражения в учете и годовом балансе операций по получению субсидий на выполнение госзадания или на иные цели на 2022 год и на плановый 2023 и 2024 годов. Инструкции NN 174н и 183н пока не содержат бухгалтерских записей для применения счетов 401 41 и 401 49, однако предложенные в письме корреспонденции, хотя и являются нестандартными, тем не менее, вполне соответствуют применяемой методологии и могут применяться учреждениями. Проводки и важные детали - в новостном выпуске.
6. Отчетность в ФСС и ПФР: некоторые учреждения лишены права сдавать отчеты на бумаге
Внесены изменения в Закон о персонифицированном учете и Закон о страховании от несчастных случаев. В частности, с 25 до 10 человек уменьшена численность работников, при которой работодатели обязаны представлять отчетность в ПФР и ФСС в виде электронного документа. Изменение порога минимальной численности работников теперь не позволяет учреждениям со штатом более 10 человек сдавать на бумаге отчеты СЗВ-М, СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС и др. Об этих и других изменениях читайте в новостной ленте.
7. Новое в статистической отчетности: изменены сроки и периодичность сдачи Сведений N 1-ГМУ и N 2-ГМУ
Сведения о предоставлении государственных (муниципальных) услуг N 1-ГМУ и N 2-ГМУ сдают органы власти, органы местного самоуправления и учреждения всех типов, для которых формируется государственное / муниципальное задание. Начиная с отчетности за 2022 год Росстат начинает собирать эти сведения чаще и в более сжатые сроки. Какие именно - смотрите здесь.
8. Новое в Законе N 44-ФЗ: неустойку в связи с неисполнением контрагентом обязательств можно списать
В соответствии с новой редакцией ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику, подрядчику, исполнителю, но не списанные заказчиком суммы штрафов, пеней, неустоек в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в том числе в 2021 году обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию. Случаи и порядок списания установлены постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783. В связи с поправками в Закон N 44-ФЗ скорректированы и Правила списания неустойки. Подробности - в новостной ленте.
Сапетина Ирина Николаевна
эксперт компании "Гарант"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.