Статистическое исследование динамики федерального законодательства.
Февраль 2022 года*(1)
Н. Ткаченко,
компания "Гарант"
1. Количество ежегодно принимаемых федеральных законов
В 2021 году было принято 505 федеральных законов. Это наименьшее количество начиная с 2016 года. Однако долгосрочный тренд (на постоянный рост ежегодно принимаемых законов) пока остается прежним (см. график 1).
График 1
Красный график отражает количество ежегодно принимаемых федеральных законов. Серая прямая линия - линейный тренд.
В 2021 году и количество так называемых "базовых"*(2) федеральных законов вновь, как и в 2019 году, достигло минимума с 1994 года: 7 федеральных законов. Подавляющее большинство принятых в 2021 году законов (461 из 505) было посвящено изменению ранее принятых (см. график 2).
График 2
Если посмотреть на наиболее подверженные изменениям федеральные законы, то можно обнаружить, что в 2021 году более 10 изменений было внесено в 13 законов (Таблица 1): 225 (почти 45%) федеральных законов было посвящено изменению 13 ранее принятых (в период с 1 января 1994 года по 31 декабря 2020 года было принято 730 базовых законов, 13 - составляют чуть меньше 2%).
Таблица 1
Федеральные законы - лидеры по количеству изменений в 2021 году
|
Название акта |
Количество изменений |
1 |
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях |
42 |
2 |
Налоговый кодекс Российской Федерации |
24 |
3 |
Земельный кодекс Российской Федерации |
22 |
4 |
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" |
20 |
5 |
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" |
15 |
6 |
Уголовный кодекс Российской Федерации |
15 |
7 |
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации |
15 |
8 |
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" |
14 |
9 |
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" |
13 |
10 |
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" |
12 |
11 |
Градостроительный кодекс Российской Федерации |
11 |
12 |
Лесной кодекс Российской Федерации |
11 |
13 |
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" |
11 |
При этом в течение трех последних лет (2019-2021 гг.) более 10 изменений внесено в 78 федеральных законов, ниже в таблице 2 приведен топ-20 этого списка. Первые две позиции, как и в 2021 году, занимают КоАП и НК.
Таблица 2
Федеральные законы - лидеры по количеству изменений в 2019- 2021 годах
Документ |
Изм. в 2019 г. |
Изм. в 2020 г. |
Изм. в 2021 г. |
Всего за три года |
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях |
52 |
32 |
42 |
126 |
Налоговый кодекс Российской Федерации |
34 |
36 |
24 |
94 |
Уголовный кодекс Российской Федерации |
14 |
14 |
15 |
43 |
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" |
12 |
10 |
20 |
42 |
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации |
11 |
12 |
15 |
38 |
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" |
9 |
14 |
14 |
37 |
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" |
12 |
8 |
15 |
35 |
Земельный кодекс Российской Федерации |
4 |
8 |
22 |
34 |
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" |
9 |
15 |
10 |
34 |
Бюджетный кодекс Российской Федерации |
15 |
12 |
5 |
32 |
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" |
10 |
9 |
12 |
31 |
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" |
7 |
10 |
13 |
30 |
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" |
8 |
13 |
8 |
29 |
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
8 |
12 |
7 |
27 |
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ |
6 |
9 |
11 |
26 |
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" |
6 |
11 |
8 |
25 |
Трудовой кодекс Российской Федерации |
6 |
8 |
10 |
24 |
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" |
6 |
9 |
8 |
23 |
Гражданский кодекс Российской Федерации |
5 |
8 |
9 |
22 |
2. Темпы изменения законодательства на примере кодексов
Из данных о дате принятия кодекса и количества федеральных законов, вносящих в него изменения, можно определить средний срок стабильности кодекса - длительность условного периода, в течение которого в кодекс не вносится изменений. Следует заметить, что даты принятия федеральных законов распределены в течение года неравномерно, нередко случается, что в один и тот же день принимается несколько федеральных законов, вносящих изменения в один и тот же федеральный закон. Тем не менее полученный показатель, на мой взгляд, отражает степень стабильности соответствующей отрасли законодательства. Измерения проведены по состоянию на 31.12.2010, 31.12.2017, 31.12.2018, 31.12.2019, 31.12.2020, 31.12.2021. Полученные данные приведены в таблице 3.
Таблица 3
Периоды стабильности кодексов, 2010, 2017-2021 гг.
Документ |
Период стабильности на 31.12.2010 |
Период стабильности на 31.12.2017 |
Период стабильности на 31.12.2018 |
Период стабильности на 31.12.2019 |
Период стабильности на 31.12.2020 |
Период стабильности на 31.12.2021 |
АПК РФ |
189 |
105 |
102 |
101 |
104 |
101 |
60 |
51 |
49 |
47 |
46 |
46 |
|
231 |
109 |
107 |
106 |
109 |
100 |
|
275 |
149 |
151 |
152 |
150 |
139 |
|
77 |
50 |
49 |
50 |
49 |
47 |
|
Гражданский кодекс РФ ч.1-4 |
72 |
30 |
31 |
32 |
32 |
33 |
ГПК РФ |
97 |
65 |
64 |
64 |
64 |
64 |
135 |
67 |
60 |
57 |
56 |
56 |
|
75 |
28 |
28 |
30 |
30 |
29 |
|
234 |
144 |
152 |
153 |
165 |
149 |
|
КоАП РФ |
18 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
КТМ РФ |
300 |
177 |
177 |
181 |
170 |
160 |
131 |
104 |
94 |
102 |
103 |
90 |
|
НК РФ ч.1-2 |
18 |
14 |
13 |
13 |
13 |
13 |
СК РФ |
450 |
248 |
237 |
222 |
225 |
223 |
ТК РФ |
105 |
52 |
52 |
52 |
52 |
50 |
УИК РФ |
104 |
86 |
87 |
87 |
85 |
85 |
УПК РФ |
42 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
УК РФ |
54 |
36 |
35 |
34 |
34 |
33 |
По-прежнему наименее стабильны КОАП (10 дней), НК (13 дней). Также менее месяца составляет период стабильности УПК (25 дней) и ЗК (29 дней).
Увеличился период стабильности у двух кодексов, остался на прежнем уровне у семи, сократился - у одиннадцати.
В исследовании 2021 года мы ввели обобщенной показатель - средний период стабильности кодексов по состоянию на последний день года. Если в 2018-2020 годах он составлял 80 дней, то в 2021 году - 77 дней (динамику этого показателя можно считать отображением изменения стабильности законодательства).
Приведенные выше данные иллюстрируют состояние кодексов на протяжении всего периода их действия. Все эти акты действуют значительно больше 10 лет, в этой связи интересно оценить их изменчивость в течение последних трёх лет.
Если обратиться к таблице 2, то можно увидеть, что за последние три года самыми нестабильными были КОАП (период стабильности 9 дней), НК (период стабильности 12 дней), УК (период стабильности 25 дней).
Данные по периодам стабильности за последние три года показывают, что изменчивость законодательства по-прежнему возрастает.
3. Динамика принятия актов Правительства Российской Федерации
Интересные данные получены также о статистике постановлений Правительства Российской Федерации за период 1994-2021*(3).
Тренд на рост количества принимаемых Правительством постановлений начался уже в 2003 году, при этом начиная с 2015 года их ежегодное количество стабильно увеличивается, а в 2020 году произошел резкий рост, что объяснимо - пандемия новой коронавирусной инфекции стала новым фактором, требующим принятия решений на уровне Правительства РФ.
------------------------------
*(1) На основе методики, описанной в: Н.В. Ткаченко. Статистический анализ федерального законодательства. М., ЦСР. 2017.
*(2) Там же, раздел 4.
*(3) Выводы о количестве принимаемых в год постановлений сделаны на основании максимального номера из официально опубликованных постановлений Правительства в соответствующем году. Вероятность ошибки составляет менее 0,1%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.