См. Обзор - 2023 по другим налогам
Обзор основных изменений по НДС - 2023
(глава 21 НК РФ)
(подготовлено экспертами компании "Гарант", декабрь 2022 г. - январь 2023 г.)
Установлены новые сроки уплаты НДС (с 1 января 2023 года)
(п. 1, пп. "а" п. 2 ст. 2, ч.ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
В связи с переходом на уплату обязательных платежей в бюджет посредством единого налогового платежа и унификацией сроков их уплаты с 01.01.2023 скорректированы сроки уплаты НДС.
Так, по общему правилу, которое теперь распространяется и на налоговых агентов, приобретающих у иностранцев работы и услуги на территории РФ (см. письмо ФНС России от 07.09.2022 N СД-4-3/11844@), уплата НДС производится равными долями не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
Лица, уплачивающие НДС исключительно в связи с выставлением покупателю счета-фактуры с выделенной суммой НДС, должны перечислять в бюджет выделенную сумму налога не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Речь идет о лицах, не являющихся налогоплательщиками НДС, налогоплательщиках, освобожденных от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, а также реализующих товары (работы, услуги), операции по реализации которых не подлежат налогообложению НДС.
Правопреемники, которые в результате реорганизации должны восстановить НДС в связи с применением УСН, должны уплачивать НДС не позднее 28-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором сумма налога подлежит восстановлению в соответствии с главой 21 НК РФ.
Не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, должны перечислять НДС и иностранные организации, уплачивающие НДС в связи с оказанием физическим лицам услуг в электронной форме на территории РФ.
Как видим, согласно новым правилам НДС нужно уплачивать в общем случае на 3 календарных дня позже по сравнению с ранее действовавшими сроками.
Соответствующие поправки внесены в п.п. 1, 4 ст. 174, п. 7 ст. 174.2 НК РФ. Обновленные положения приведенных норм применяются к правоотношениям по уплате (перечислению) НДС начиная с 01.01.2023.
Налоговые агенты имеют право на вычет по факту исчисления, а не уплаты НДС (с 1 января 2023 года)
(п.п. 1, 2 ст. 2, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2022 N 565-ФЗ)
Соответствующие поправки с 01.01.2023 внесены в п.п. 2.2, 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.
Так, п. 3 ст. 171 НК РФ устанавливает, что вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные в соответствии со ст. 161 НК РФ покупателями-налоговыми агентами, указанными в п.п. 2, 3, 6, 6.1, 6.2 и 8 ст. 161 НК РФ, состоящими на учете в налоговых органах и исполняющими обязанности налогоплательщика НДС, при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для целей, указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ, и при их приобретении он исчислил налог в соответствии со ст. 161 НК РФ. Кроме того, из п. 1 ст. 172 НК РФ следует, что основанием для применения указанных налоговых вычетов являются документы, подтверждающие исчисление сумм налога налоговыми агентами.
Как видим, в приведенных нормах теперь говорится об исчисленных, а не уплаченных налоговыми агентами суммах налога. Следовательно, налоговые агенты могут применять вычет НДС в том налоговом периоде, в котором они исчислили соответствующие суммы налога, не дожидаясь факта их уплаты в бюджет.
Реализация (передача) прав на программы для ЭВМ и базы данных военного, специального или двойного назначения из реестра НДС не облагается (с 1 января 2023 года)
(Федеральный закон от 19.12.2022 N 520-ФЗ)
Так, с 01.01.2023 под действие освобождения от налогообложения НДС, предусмотренного пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, подпадают также операции по реализации (передаче) исключительных прав и прав на использование программ для ЭВМ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), включенных в единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения.
Поправка обусловлена тем, что ранее действовавшая редакция приведенной нормы не распространялась на программы и базы данных, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, поскольку сведения, которые могут быть отнесены к государственной тайне, запрещено включать в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.