Жилые помещения муниципального жилищного фонда переданы нанимателям на условиях договора социального найма. В результате ненадлежащего исполнения нанимателями своей обязанности по оплате коммунальных услуг образовалась задолженность перед ресурсоснабжающими организациями.
Каким образом ресурсоснабжающие организации могут получить данные нанимателей для обращения в суд с требованием о взыскании задолженности, учитывая, что собственник помещений отказывается такие данные предоставлять, ссылаясь на законодательство о защите персональных данных?
Согласно ч. 11 ст. 161 ЖК РФ в случае заключения прямых договоров между собственниками помещений и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме с ресурсоснабжающей организацией управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги. При этом ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме является одной из обязанностей управляющей организации, возложенной на нее законом (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ). Подчеркнем, что обязанность передавать персональные данные граждан третьим лицам появилась у управляющих организаций с 1 января 2018 года.
В п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), указано, что управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подп. "е" и "ж" п. 17 Правил N 354, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации и на электронном носителе, не позднее чем за пять рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Такие сведения должны включать в себя, в частности: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме; адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги; сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
При непредставлении указанных сведений и (или) представления недостоверных сведений убытки ресурсоснабжающей организации подлежат возмещению управляющей организацией. Предоставление данных сведений не требует согласия потребителя на передачу его персональных данных в силу пп. 2, 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ).
Таким образом, требовать персонифицированную информацию о нанимателях ресурсоснабжающая организация может у управляющей организации.
В свою очередь, администрация как собственник жилых помещений должна сообщать информацию о нанимателях, вселяемых в эти помещения, управляющей организации, с которой ее связывают договорные отношения по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Как правило, соответствующие условия включаются в содержание договора.
Одним из стандартов управления многоквартирным домом является ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ, сбор, обновление и хранение информации о нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде с учетом требований законодательства РФ о защите персональных данных (п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года N 416).
Поскольку обработка персональных данных нанимателей необходима управляющей организации для осуществления ею своих прав и законных интересов, установленных законом, а также для исполнения договора управления общим имуществом многоквартирного дома, то она вправе получить персональные данные без согласия субъекта персональных данных на основании пп. 5, 7 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ (апелляционное определение СК по административным делам Сахалинского областного суда от 11 июня 2020 г. по делу N 33а-1195/2020).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
13 октября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"