Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Ковтуненко Л. В., Мещерякова Е.И., Хлоповских Ю.Г. Педагогические аспекты предупреждения профессионального маргинализма как опасного психологического феномена в образовательном процессе ведомственных вузов
Л.В. Ковтуненко - доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела разработки методологий социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы сосужденными НИЦ-2 Научно-исследовательского института ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация
Е.И. Мещерякова - доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник Военного учебного научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина", г. Воронеж, Российская Федерация
Ю.Г. Хлоповских - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Воронежского института Министерства внутренних дел Российской Федерации", г. Воронеж, Российская Федерация
Введение: статья посвящена анализу профессионального маргинализма, приобретающего в последние годы все большее распространение. Его предупреждение становится актуальной проблемой, которая требует исследования представителями различных научных областей: социологами, психологами, педагогами. При этом проблемы, связанные с предупреждением профессионального маргинализма как опасного психологического феномена, остаются малоисследованными, несмотря на свою высокую общественную, государственную и личностную значимость. Особенно опасным представляется развитие профессионального маргинализма у сотрудников силовых структур: военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, в том числе системы исполнения наказаний, и др. Актуальность данной темы обусловлена увеличением количества сотрудников, проявляющих признаки профессионального маргинализма. Цель: на основе обобщения теоретических данных и опыта изучения проблемы профессионального маргинализма как опасного психологического феномена показать возможные способы его предупреждения и коррекции в образовательном процессе ведомственных вузов. Методы: теоретические (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование), эмпирические (опрос, тестирование, эксперимент), методы качественной и количественной обработки данных. Результаты: в ходе проведенного авторами исследования было выявлено, что среди опрошенных курсантов ведомственных образовательных организаций, в том числе ФСИН России, основная часть (69,0%) склонна к проявлению амбивалентных чувств в отношении осваиваемой профессии; профессиональный маргинализм как антипод профессиональной приверженности проявляется у большинства курсантов (71,4%) на среднем уровне. Лишь у пятой части обследуемых выявлен низкий уровень профессионального маргинализма. Выводы: анализ результатов диагностики состояния и динамики сформированности профессиональной идентичности курсантов показывает, что достигнутые показатели в целях предупреждения профессионального маргинализма должны быть увеличены. Это требует разработки и реализации программы повышения уровня сформированности профессиональной идентичности курсантов, включающей мероприятия, формы и методы их организации и проведения, направленные на предупреждение профессионального маргинализма сотрудников силовых ведомств. Существенную роль в предупреждении зарождения и развития этого психологического феномена призвана сыграть образовательная (особенно воспитательная) деятельность педагогов в период подготовки специалистов в ведомственных вузах.
Ключевые слова: профессиональный маргинализм; профессиональная идентичность; предупреждение профессионального маргинализма; педагогические средства; образовательный процесс; ведомственная образовательная организация.
Kovtunenko L.V., Meshcheryakova E.I., Khlopovskikh Yu.G. Pedagogical aspects related to the prevention of professional marginalism as a dangerous psychological phenomenon in educational process at departmental universities
L.V. Kovtunenko - Doctor of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Senior Researcher at the Department for Development of the Methodology of Social, Psychological, Educational and Pedagogical Work with Convicts, Scientific Research Center-2, Research Institute of FSIN Russia, Moscow, Russian Federation
E.I. Meshcheryakova - Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Senior Researcher at Russian Air Force Military Educational and Scientific Center "Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy", Voronezh, Russian Federation
Yu.G. Khlopovskikh - Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, associate professor at the Department of Socio-Humanitarian Disciplines, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Voronezh, Russian Federation
Introduction: the article analyzes professional marginalism, which became increasingly widespread in recent years. Preventing marginalism becomes an urgent issue for representatives of various scientific fields: sociologists, psychologists, and teachers. At the same time, there is still an insufficient amount of studies on the problems associated with the prevention of professional marginalism as a dangerous psychological phenomenon, despite their high social, national and personal significance. The development of professional marginalism is especially dangerous among employees of law enforcement agencies: military personnel, law enforcement officers, correctional officers, etc. The relevance of this topic is due to the increase in the number of officers who show signs of professional marginalism. Aim: we review theoretical data and experience in studying the problem of professional marginalism as a dangerous psychological phenomenon so as to show possible ways of its prevention and correction in the course of educational process at departmental universities. Methods: theoretical (analysis, synthesis, comparison, systematization, generalization of psychological and pedagogical literature on the research problem, modeling), empirical (survey, testing, experiment), qualitative and quantitative data processing. Results: in the course of the research we have revealed that among the interviewed cadets of departmental educational organizations, including the Federal Penitentiary Service of Russia, the majority (69.0%) tend to show ambivalent feelings about the profession they are mastering; professional marginalism as the antipode of professional commitment is manifested in the majority of cadets (71.4%) at the median level. Only a fifth of the surveyed cadets showed a low level of professional marginalism.
Conclusions: having analyzed the results of the assessment of the state and dynamics of the level of professional identity in cadets, we see that the achieved indicators should be increased in order to prevent professional marginalism. It can be achieved by developing and implementing a program to increase the level of formation of the professional identity in cadets. The program should include activities, forms and methods of their organization and implementation, aimed at preventing professional marginalism among law enforcement officers. An essential role in preventing the emergence and development of this psychological phenomenon belongs to educational (especially pedagogical) activities of lecturers in the course of training specialists in departmental universities.
Keywords: professional marginalism; professional identity; prevention of professional marginalism; pedagogical means; educational process; departmental educational organization.
Журнал "Пенитенциарная наука"
На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики с учетом их правовых, психологических и педагогических аспектов. В журнале публикуются оригинальные статьи и обзоры как российских, так и зарубежных авторов, авторских коллективов на русском и английском языке. Редакция предоставляет возможность молодым учёным публиковать материалы диссертационных исследований. Основная цель издания журнала - это предоставление широким слоям научной общественности информации о состоянии и развитии пенитенциарной науки, создание профессиональной площадки для обсуждения состояния уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и в мире.
Учредитель и издатель - федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования "Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний" (ВИПЭ ФСИН России). Выходит в свет с 2007 года До августа 2019 г. выходил под названием "Вестник института: преступление, наказание, исправление".
Периодичность с 2011 года - 4 раза в год (1 раз в три месяца).
Печатная версия журнала зарегистрирована в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-76598 от 15 августа 2019 года).
ISSN 2686-9764 (Print)
ISSN 2782-1986 (Online)
Решением Минобрнауки научно-практический журнал "Пенитенциарная наука" включён в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук по следующим научным специальностям:
12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве (юридические науки);
12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право (юридические науки); 12.00.09 - Уголовный процесс (юридические науки);
12.00.11 - Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность (юридические науки);
12.00.12 - Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность (юридические науки);
12.00.14 - Административное право; административный процесс (юридические науки);
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки);
19.00.06 - Юридическая психология (психологические науки).
На основании разрешения правообладателя (учредителя и издателя) журнал общедоступен в составе сетевого ресурса для исследователей, аспирантов, преподавателей и студентов "ГАРАНТ-Образование" (URL: study.garant.ru) в составе информационного блока "Библиотека научных публикаций" базы данных "Электронный периодический справочник "Система ГАРАНТ": представлены материалы выпусков, посвящённые вопросам права, включая финансовое и налоговое, бухгалтерского учёта и аудита.
Кроме того, все статьи журнала публикуются под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0; см. текст лицензии, URL: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/) и находятся в открытом доступе.
Подробные сведения см. на сайте научного издания, URL: https://jurnauka-vipe.ru/about/?lang=ru