Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Panarina M.M., Fonotova O.V. University codes of ethics: Legal nature and regulatory effect
M.M. Panarina - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the School for Theory of Law and Cross-sectoral Legal Disciplines, the Faculty of Law, National Research University Higher School of Economics (NRU HSE), Moscow, Russian Federation
O.V. Fonotova - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the School of Legal Regulation of Business, the Faculty of Law, National Research University Higher School of Economics (NRU HSE); Moscow, Russian Federation
The issues of determining the subject of the code of ethics of a higher educational institution, identifying its legal characteristics, as well as the particularities of applying this regulator of relations are yet to be studied in Russia. In order to fill the gap in legal knowledge, we have made an attempt, starting with the analysis of the ethics of education in the broad sense, to generalize the Russian and foreign experience in adopting and applying codes of ethics and offer a modern vision of the essence and regulatory function of ethical codes in the practice of educational institutions. The study was conducted using general scientific and special methods of cognition: logical, functional, systemic-structural, methods of generalization, synthesis, induction, and deduction. Certain material conclusions are made based on the sociological research method. The code of ethics of a higher educational institution is a code of conduct for a good faith participant in the educational process. The code is a compromise between different types of ethics: that of a teacher and a student, of a student and an administrative employee. In this regard, the process of discussing specific practical cases and reflection in the code of effective scenarios of interaction between the parties in critical situations are of particular value. In their legal essence, codes of ethics are normative acts, but traditionally they are not regarded as legal acts, as they are adopted by bodies of professional communities and are not often supported by the power of state coercion.
Key words: higher education, ethics of science, ethics of education, code of ethics, University code of ethics
Панарина М.М., Фонотова О.В. Университетские кодексы этики: правовая сущность и регулирующее воздействие
М.М. Панарина - кандидат юридических наук, доцент Департамента теории права и межотраслевых юридических дисциплин, факультет права, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г. Москва, Российская Федерация
О.В. Фонотова - кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования бизнеса, факультет права, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г. Москва, Российская Федерация
Вопросы определения предмета этического кодекса высшего учебного заведения, выявления его правовых характеристик, а также особенности применения на практике являются малоизученными в России. С целью восполнить отмеченный пробел в правовом знании мы предприняли попытку, начав с анализа этики образования в широком смысле, обобщить российский и зарубежный опыт внедрения кодексов этики и предложить современное видение сущности и регулятивной функции этических сводов. Исследование проведено с использованием общенаучных и специальных методов познания: логического, функционального, системно-структурного, методов обобщения, синтеза, индукции и дедукции. Ряд значимых выводов сделан с опорой на социологический метод исследования. Этический кодекс вуза - это свод правил поведения добросовестного участника образовательного процесса. Кодекс является удачным "компромиссом" между разными видами "этик": преподавателя и студента, студента и работника администрации. В этой связи особенную ценность приобретает процесс обсуждения сценариев поведения участников отношений в критических ситуациях и закрепление наиболее эффективных выработанных подходов в кодексе. По своей юридической сути этические кодексы являются нормативными, но, как правило, неправовыми актами, поскольку они принимаются органами профессиональных сообществ и часто не подкрепляются силой государственного принуждения.
Ключевые слова: высшее образование, этика науки, этика образования, этический кодекс, кодекс этики вуза
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки
Журнал "Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки" - периодическое научное издание, посвященное фундаментальным и отраслевым исследованиям в области права.
В журнале публикуются материалы, отвечающие требованиям научной новизны и актуальности - научные статьи, рецензии на монографии и учебные издания, обзоры научных мероприятий и законодательства, анонсы новой научной литературы и другое.
Материалы издания распространяются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0; см. текст лицензии, URL: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). Журнал общедоступен в составе сетевого ресурса для исследователей, аспирантов, преподавателей и студентов "ГАРАНТ-Образование" (URL: study.garant.ru) в составе информационного блока "Библиотека научных публикаций" базы данных "Электронный периодический справочник "Система ГАРАНТ": представлены материалы выпусков, посвящённые вопросам права, включая финансовое и налоговое, бухгалтерского учёта и аудита.
Учредитель и издатель - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет дружбы народов". Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-61218 от 30 марта 2015 г. Выходит в свет с 1997 года. Периодичность выхода: 4 выпуска в год (ежеквартально).
ISSN 2313-2337 (Print)
ISSN 2408-9001(Online)
Подробные сведения см. на сайте научного издания, URL: http://journals.rudn.ru/law/about.