Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Панова О.Б. Педагогическая технология как средство формирования образовательной самостоятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования ФСИН России
О.Б. Панова - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры юридической психологии и педагогики Вологодского института права и экономики ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация
Введение: статья посвящена рассмотрению проблемы повышения роли самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся образовательных организаций высшего образования ФСИН России и формирования отношения к ней как значимому компоненту образовательного процесса. Цель: описание и научное обоснование педагогической технологии, направленной на формирование образовательной самостоятельности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Методы: теоретические методы (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, педагогическое моделирование) и эмпирические методы (опрос, анализ результатов деятельности). Результаты: в ходе изучения вопроса был сформирован категориальный аппарат исследования, ключевым понятием при этом выступил теоретический конструкт "образовательная самостоятельность". Обращение к педагогическому моделированию позволило описать образовательную дистанционную технологию, основанную на интерактивном педагогическом взаимодействии на базе модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды (Moodle). В данной технологии акцент делается на развитии познавательной мотивации обучающихся, в качестве источника которого выступает профессионально ориентированная учебная дилемма. Учебная дилемма выполняет функцию информационно-смысловой единицы, охватывающей содержание определенной темы и соответствующей ей компетенции, заложенной в структуре учебной дисциплины. Проведенное эмпирическое исследование показало, что применение этой образовательной технологии реально мобилизует познавательную активность обучающихся и вызывает у них большой интерес к учебе и будущей профессии за пределами тем, предназначенных для аудиторного изучения. Выводы: установлено, что продуктивность самостоятельной внеаудиторной работы определяется такой организацией внешнего управления со стороны преподавателя, которая соотносится с внутренними потребностями обучающихся и позволяет актуализировать широкий спектр познавательных мотивов: непосредственно побуждающих, интеллектуально-побуждающих, перспективно побуждающих. Описанная образовательная технология, отвечая этим условиям, может быть предложена для использования в массовой практике.
Ключевые слова: образовательная самостоятельность; образовательный процесс; педагогическая технология; познавательные мотивы; учебная дилемма; электронная образовательная среда.
Panova O.B. Pedagogical technology as a means to develop educational self-sufficiency in students of higher education organizations of FSIN Russia
O.B. Panova - Doctor of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, Russian Federation
Introduction: the paper addresses the issue of enhancing the role of individual extramural studies for students of higher education institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia and searches for ways to form students' attitude towardindividual extramural studiesas a significant component of the educational process. Aim: description and scientific substantiation of a pedagogical technology aimed to develop educational self-sufficiency in future staff of the penal system. Methods: theoretical methods (studying and analyzing psychological and pedagogical literature on the subject, pedagogical simulation) and empirical methods (survey, performance results analysis). Results: in the course of our research we formed a set of definitions and terms, the key one among which is "educational self-sufficiency". Pedagogical simulation helped us describe distance educational technology based on interactive pedagogical communication using Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (Moodle). This technology focuses on the development of cognitive motivation in students, and the motivation source is found in a professionally oriented educational dilemma. An educational dilemma serves as an informational and conceptual unit that covers the content of a certain topic and the corresponding competence laid down in the structure of an academic discipline. The empirical research we conducted has shown that the use of this educational technology actually mobilizes students' cognitive activity and fuels their interest in learning and future profession beyond the topics intended for classroom-based studies. Conclusions: we have found out that the performance efficiency of individual extramural studies depends on how the teacher organizes external supervision. It should correlate with the inner needs of students and bring to the fore a wide range of cognitive motives: motivating directly, motivating intellectually, motivating prospectively. Being in line with these conditions, the educational technology we describe can be used on a large-scale basis.
Keywords: educational self-sufficiency; educational process; pedagogical technology; cognitive motives; educational dilemma; electronic educational environment.
Журнал "Пенитенциарная наука"
На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики с учетом их правовых, психологических и педагогических аспектов. В журнале публикуются оригинальные статьи и обзоры как российских, так и зарубежных авторов, авторских коллективов на русском и английском языке. Редакция предоставляет возможность молодым учёным публиковать материалы диссертационных исследований. Основная цель издания журнала - это предоставление широким слоям научной общественности информации о состоянии и развитии пенитенциарной науки, создание профессиональной площадки для обсуждения состояния уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и в мире.
Учредитель и издатель - федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования "Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний" (ВИПЭ ФСИН России). Выходит в свет с 2007 года До августа 2019 г. выходил под названием "Вестник института: преступление, наказание, исправление".
Периодичность с 2011 года - 4 раза в год (1 раз в три месяца).
Печатная версия журнала зарегистрирована в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-76598 от 15 августа 2019 года).
ISSN 2686-9764 (Print)
ISSN 2782-1986 (Online)
Решением Минобрнауки научно-практический журнал "Пенитенциарная наука" включён в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук по следующим научным специальностям:
12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве (юридические науки);
12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право (юридические науки); 12.00.09 - Уголовный процесс (юридические науки);
12.00.11 - Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность (юридические науки);
12.00.12 - Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность (юридические науки);
12.00.14 - Административное право; административный процесс (юридические науки);
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки);
19.00.06 - Юридическая психология (психологические науки).
На основании разрешения правообладателя (учредителя и издателя) журнал общедоступен в составе сетевого ресурса для исследователей, аспирантов, преподавателей и студентов "ГАРАНТ-Образование" (URL: study.garant.ru) в составе информационного блока "Библиотека научных публикаций" базы данных "Электронный периодический справочник "Система ГАРАНТ": представлены материалы выпусков, посвящённые вопросам права, включая финансовое и налоговое, бухгалтерского учёта и аудита.
Кроме того, все статьи журнала публикуются под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0; см. текст лицензии, URL: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/) и находятся в открытом доступе.
Подробные сведения см. на сайте научного издания, URL: https://jurnauka-vipe.ru/about/?lang=ru