Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Куклина М.В., Труфанов A.И., Красноштанова Н.Е., Богданов B.Н., Рыгзынов Т.Ш., Гордт М.В., Самаева Л.Н. Транспортная инфраструктура отдаленных территорий (пример Тоджинского кожууна Тывы и Окинского района Бурятии)
М.В. Куклина - ФГБОУ ВО "Иркутский национальный исследовательский технический университет", Иркутск
A.И. Труфанов - ФГБОУ ВО "Иркутский национальный исследовательский технический университет"
Н.Е. Красноштанова - ФГБОУН "Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН", Иркутск
B.Н. Богданов - ФГБОУН "Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН", Иркутск
Т.Ш. Рыгзынов - ФГБОУН "Байкальский институт природопользования", Улан-Удэ
М.В. Гордт - ФГБОУ ВО "Иркутский национальный исследовательский технический университет", Иркутск
Л.Н. Самаева - МАОУ "Орликская СОШ"
Характерно, что отдаленные труднодоступные районы Земли, зачастую обладают богатыми природными ресурсами, в т.ч. полезными ископаемыми. Эти территории с малой плотностью населения и низкой инфраструктурной обеспеченностью могут оказаться перспективными для компаний, занимающихся добычей сырья и его переработкой. Ряд законодательных инициатив и реализуемых решений в Российской Федерации нацелены на динамичное развитие транспортной инфраструктуры таких районов через использование основных или дополнительных частных инвестиций. Это связано с тем, что в настоящее время строительство и эксплуатация бюджетных автомобильных дорог общего пользования на рассматриваемых территориях практически нереализуемо из-за высокой их стоимости. Горнодобывающие предприятия при осуществлении своей производственной деятельности нуждаются в инфраструктурном обеспечении, инвестируя средства в строительство автомобильных дорог. Одновременно создаваемая транспортная инфраструктура способствует социальному развитию местного сообщества, прежде в какой-то мере обделенного этим современным благом цивилизации. Тем не менее, новые транспортные возможности привносят некоторые морально этические проблемы с сопутствующей противоречивостью в желаниях населения обладать доступом к этим возможностям и одновременно быть огражденными от беспорядочного посещения извне. В настоящей работе проведены исследования ряда перспектив развития транспортной инфраструктуры, обусловленной активностью горнодобывающих компаний на двух модельных территориях - Тоджинском кожууне Республики Тыва и Окинском районе Республики Бурятия. Междисциплинарный подход исследований включал в себя широкий спектр методов, в т.ч. сравнительно-географический и статистический анализ, обобщения данных, сетевую онтологию и проблемный дискурс, глубинные и групповые интервью с представителями местного населения. Представлены как результаты сбора данных по развитию и поддержке конкретных транспортных сетей, так и материалы авторских полевых исследований, проведен сравнительный анализ. Следует отметить двойственность отношения жителей обследованных территорий соседству с горнодобывающими компаниями: с одной стороны - ожидание значительного улучшения экономического положения своих поселений за счет горнодобытчиков и очевидного благосклонного отношения к ним, с другой - одновременного беспокойства относительно сопутствующих экологических угроз.
Ключевые слова: удаленные территории, Тоджинский кожуун, Окинский район, транспортная инфраструктура, добывающая промышленность.
Kuklina M.V., Trufanov A.I., Krasnoshtanova N.E., Bogdanov V.N., Rygzinov T.Sh., Gordt M.V., Samaeva L.N. Transport infrastructure of remote territories (example of Todzhinsky kozhuun of Tyva and Okinsky district of Buryatia)
M.V. Kuklina - Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk
A.I. Trufanov - Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk
N.E. Krasnoshtanova - V.B. Sochava Institute of Geography SB RAS, Irkutsk
V.N. Bogdanov - V.B. Sochava Institute of Geography SB RAS, Irkutsk
T.Sh. Rygzinov - Baikal Institute of Nature Management SB RAS, Ulan-Ude
M.V. Gordt - Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk
L.N. Samaeva - MAOU "Orlikskaya SOSH"
It is notable that remote and difficult to reach areas of the Earth often have rich natural resources, including minerals deposits. These territories with a low population density and scant infrastructural availability may be promising for companies engaged in mining and processing of raw materials. A series of legislative initiatives and implemented decisions in the Russian Federation are aimed at the dynamic development of the transport infrastructure of such areas through private investments as basic or additional ones. This is connected with the fact that at present construction and operation of public budget highways in the territories under consideration is practically unrealizable due to their high cost. Mining enterprises, in carrying out their production activities, need infrastructure support, investing heavily in the construction of highways. At the same time, due to the created transport infrastructure, the social development of the local communities, previously to some extent deprived of this modern benefit of civilization, is being promoted. However, the new transport options entail some moral and ethical problems with concomitant contradictions in the desires of the population to have access to these opportunities and at the same time be protected from indiscriminate visits from the outside. In this work, we have studied a number of prospects for the development of transport infrastructure, due to the activity of mining companies in two model territories - the Todzha kozhuun of the Tyva Republic and the Okinsky district of the Republic of Brnyatia. The interdisciplinary research approach included a wide range of methods, i.e. comparative geographic and statistical analysis, data generalization, network ontology and problem discourse, in-depth and group interviews with representatives of the local population. The results of collecting data on the development and support of specific transport networks, as well as materials of the author's field studies, are presented, and pertinent comparative analysis is carried out. It should be noted that there is a duality in the attitude of the residents of the surveyed territories concerning proximity of mining companies: on the one hand, expectation of significant improvement in economic situation of their settlements at the expenses of miners and manifestation of obvious favorable attitude towards them, and on the other hand, simultaneous concern about accompanying environmental threats.
Keywords: remote territories, Todzhinsky kozhuun, Okinsky district, transport infrastructure, mining industry.
Журнал "Вестник Алтайской академии экономики и права"
Рецензируемый научный журнал "Вестник Алтайской академии экономики и права" основан в 1997 году. Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС 77 - 45458 от 7 июня 2011 года. Print ISSN 1818-4057. Online ISSN 2226-3977. Интернет-страница научного периодического издания, URL: https://www.vaael.ru/ru
В журнале публикуются статьи проблемного и научно-практического характера по следующим научным направлениям:
1. Экономические науки, шифры научных специальностей:
08.00.01 Экономическая теория;
08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством;
08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит;
08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика;
08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики.
2. Юридические науки, шифры научных специальностей:
12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право;
12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.
Электронная версия журнала распространяется в соответствии с политикой открытого доступа под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License International (текст лицензии, URL: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/legalcode). Журнал общедоступен в составе сетевого ресурса для исследователей, аспирантов, преподавателей и студентов "ГАРАНТ-Образование" (URL: https://study.garant.ru) в составе информационного блока "Библиотека научных публикаций" базы данных "Электронный периодический справочник "Система ГАРАНТ".