Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Яровая А.Е. Перспективы развития системы высшего образования после вынужденной изоляции: экспертная оценка
А.Е. Яровая - ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет", Ростов-на-Дону
В статье проводится анализ тенденций развития системы высшего образования с учетом влияния ограничений, введенных в целях предотвращения коронавирусной инфекции с марта-апреля 2020 года. Актуальность исследования обусловлена нестабильностью ситуации и продлением сроков действия ограничений, что вызывает необходимость переоценки прежних перспектив и трендов в системе высшего образования и науки с точки зрения их осуществимости и длительности реализации в новой реальности, постепенно становящейся новой нормальностью. Целью такого исследования ставится актуализация перечня краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных тенденций развития системы высшего образования, анализ степени их корректировки после форсированного преобразования режима работы учебных заведений в условиях ограничений. Выделение тенденций и сроков их действия основывается на мнениях и исследованиях российских и зарубежных экспертов в сфере образования, государственного управления, информационных технологий, бизнеса. Рассматриваются меры и решения, принятые в области образования и науки в начале пандемии, и среднесрочные тенденции, выявленные до пандемии, на предмет их актуальности и степени трансформации новыми явлениями и технологиями. По результатам исследования представлен перечень краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных трендов высшего образования, детализированных комментариями экспертов о перспективах их закрепления. Полученные результаты могут стать ориентиром в определении факторов, источников и направлений развития современного вуза, что представляет научно-исследовательский интерес, предлагая направления анализа и дискуссий, а также релевантно деятельности самих высших учебных заведений, министерств образования при формировании региональной и национальной стратегий развития высшего образования.
Ключевые слова: высшее образование, цифровизация, электронное обучение, смешанный формат обучения, пандемия коронавируса, COVID-19.
Yarovaya A.E. Development prospects of higher education system after forced distancing: expert assesment
A.E. Yarovaya - Southern Federal University, Rostov-on-Don
The article analyzes the development trends of the higher education system with restrictions imposed to prevent the spreading of coronavirus infection on March-April 2020. The instability of the situation justifying the prolongation of restrictions necessitates the re-evaluation of the prospects and trends in higher education and science. With this new reality gradually becoming a new normality the implementation of these trends may change its priority, duration and form. The aim is to update the list of short-term and long-term development trends of the higher education system to analyze their adjustability to the forced transformation of educational institutions' functioning under restrictions. The identified trends are validated through the publications of Russian and foreign experts in the field of education, public administration, information technology, and business. The measures and decisions taken in the field of education and science at the beginning of the pandemic and medium-term trends identified before the pandemic are considered for their relevance and the degree of transformation by new phenomena and technologies. The results of the research present a list of short-term and long-term trends in higher education, supported by expert opinions on the prospects for their realization. These trends provide a reference point in determining the factors, sources and directions of development of a modern university, offering areas of analysis and discussion. It's relevant to the activities of universities, ministries of education in the formation of regional and national higher education development strategies.
Keywords: higher education, digitalization, e-learning, blended learning, coronavirus pandemic, COVID-19.
Журнал "Вестник Алтайской академии экономики и права"
Рецензируемый научный журнал "Вестник Алтайской академии экономики и права" основан в 1997 году. Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС 77 - 45458 от 7 июня 2011 года. Print ISSN 1818-4057. Online ISSN 2226-3977. Интернет-страница научного периодического издания, URL: https://www.vaael.ru/ru
В журнале публикуются статьи проблемного и научно-практического характера по следующим научным направлениям:
1. Экономические науки, шифры научных специальностей:
08.00.01 Экономическая теория;
08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством;
08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит;
08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика;
08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики.
2. Юридические науки, шифры научных специальностей:
12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право;
12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.
Электронная версия журнала распространяется в соответствии с политикой открытого доступа под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License International (текст лицензии, URL: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/legalcode). Журнал общедоступен в составе сетевого ресурса для исследователей, аспирантов, преподавателей и студентов "ГАРАНТ-Образование" (URL: https://study.garant.ru) в составе информационного блока "Библиотека научных публикаций" базы данных "Электронный периодический справочник "Система ГАРАНТ".