Письмо ГТК РФ от 11 декабря 1998 г. N 01-15/26092
"О некоторых вопросах правоприменительной практики таможенных органов"
Приказом ГТК РФ от 17 июля 2002 г. N 758 настоящее письмо признано недействующим с 1 июля 2002 г.
В связи с многочисленными обращениями таможенных органов относительно модели разрешения некоторых вопросов, возникающих в правоприменительной практике в связи с признанием ст.266 ТК России не соответствующей Конституции Российской Федерации, разъясняем.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1998 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М.М.Гаглоевой и А.Б.Пестрякова" (далее - Постановление КС) была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации статья 266 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Предложенная в письме ГТК России от 27.04.98 N 01-15/1613 "О квалификации правонарушения" схема действий таможенных органов по привлечению лиц к ответственности по ст.279 ТК России за недекларирование товаров не учитывает особенности таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами не для коммерческих целей.
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Номер упомянутого выше письма следует читать N 01-15/8613
По информации таможенных органов на приграничных складах скопилось значительное количество товаров, принятых на хранение у физических лиц, срок временного хранения которых истек, и в отношении которых лицами, перемещающими товары, до сих пор не выполнены в установленные сроки хранения требования, относящиеся к таможенному оформлению, включая уплату таможенных платежей и иные требования, установленные законодательством. Такие товары были приняты на хранение как до принятия Постановления КС (по фактам нарушения режима склада временного хранения были заведены дела о нарушении таможенных правил по ст.266 ТК России, по которым по состоянию на 11 марта 1998 г. не были приняты решения по существу либо не вступили в законную силу постановления), так и после принятия указанного Постановления КС.
Принятие на хранение вышеуказанных товаров имеет место либо в связи с неуплатой лицом таможенных платежей на момент перемещения товаров через таможенную границу, либо в связи с наличием запретов или ограничений по перемещению товаров.
В зависимости от оснований принятия товаров на хранение возможны следующие варианты реагирования.
1. Неуплата таможенных платежей
В этом случае заведению дела предшествовало принятие на хранение товаров по квитанции формы ТС-20 в связи с отсутствием у лица на момент ввоза денежных средств для уплаты таможенных платежей при выпуске товаров в свободное обращение. В квитанции ТС-20 указывается предельный срок временного хранения, в течение которого лицо вправе получить товар при выполнении условия, предусмотренного ст.31 ТК России - уплаты в отношении товаров таможенных пошлин, налогов, т.е. в данном случае имеет место невыполнение "в установленные сроки хранения требований, относящихся к таможенному оформлению, включая уплату таможенных платежей" (абзац первый пункта 4 описательной части Постановления КС).
Следовательно, можно сделать вывод о неуплате лицом таможенных платежей в установленные сроки (ст.284 ТК России). На это обстоятельство прямо указывается в Постановлении КС (абзац второй пункта 4 описательной части) как на отдельное нарушение таможенной процедуры в виде неуплаты таможенной пошлины, являющееся самостоятельным видом деяния, ответственность за которое предусмотрена Таможенным Кодексом Российской Федерации.
2. Наличие запретов или ограничений на перемещение товаров.
2.1. Принятые на хранение по квитанции ТС-20 ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары в связи с запрещением либо ограничением их ввоза согласно законодательства, в соответствии с Правилами хранения и возврата вещей, указанными в квитанции, должны быть вывезены до истечения установленного срока хранения. Исходя из этого, невывоз лицом за пределы таможенной территории Российской Федерации ранее ввезенных товаров, в данном случае, следует квалифицировать по ст.271 ТК России.
2.2. Принятыми на хранение по квитанции вывозимыми с таможенной территории Российской Федерации товарами в связи с запрещением либо ограничением их вывоза согласно законодательства, в соответствии с Правилами хранения и возврата вещей, указанными в квитанции, лицо может распорядиться по личному усмотрению до истечения сроков временного хранения.
По истечении срока временного хранения таможенные органы в целях сокращения расходов федерального бюджета по хранению данных товаров должны возбуждать исковое производство по признанию товаров бесхозяйными в порядке, предусмотренном статьями 225, 226 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Такое решение напрямую вытекает и из Постановления КС. В абзаце 6 пункта 5 указано, что таможенные органы имеют полномочия по осуществлению мер "по распоряжению находящимися на складе временного хранения предметами, либо запрещенными к обращению, либо в тех случаях, когда имеет место фактический отказ от имущества".
3. В случае наличия на настоящий момент в таможенном органе незавершенного производством дела о нарушении таможенных правил по ст.266 ТК России либо если постановление по такому делу по состоянию на 11 марта 1998 г. не вступило в законную силу, реагированию в порядке, предусмотренном пунктами 1, 2 данного письма должны предшествовать соответственно прекращение производства либо отмена постановления по делу по п.2 ст.291 ТК России.
Заместитель Председателя ГТК России
генерал-лейтенант таможенной службы |
В.А.Максимцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГТК РФ от 11 декабря 1998 г. N 01-15/26092 "О некоторых вопросах правоприменительной практики таможенных органов"
Текст письма официально опубликован не был
Приказом ГТК РФ от 17 июля 2002 г. N 758 настоящее письмо признано не действующим с 1 июля 2002 г.