Организация получила уведомление об оформлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном чч. 2, 3 ст. 12.31.1. КоАП РФ, в связи с тем, что водителем была осуществлена перевозка коммерческого груза без путевого листа.
Обязана ли организация уплатить штраф, если данный водитель - не работник организации, с ней у него заключен договор об оказании транспортных услуг, по которому в качестве доказательств существуют подписанные между сторонами транспортные накладные, акт и чек об оплате услуг по перевозке, при этом данный водитель является плательщиком налога на профессиональный доход? Кто должен выписывать путевой лист в данном случае: организация, которая не является собственником автомобиля, или перевозчик (собственник автомобиля)?
Полагаем, что в указанном случае организация не должна быть привлечена к административной ответственности по чч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ и подвергнута административному штрафу. Оформление путевого листа при изложенных обстоятельствах, по нашему мнению, должно быть осуществлено перевозчиком.
Объективная сторона рассматриваемых административных правонарушений заключается в осуществлении перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении обязательных предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Данные требования обусловлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ).
Так, в соответствии с п. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны в том числе организовывать проведение обязательных медицинских осмотров. Порядок их проведения предусмотрен приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н.
Согласно п. 2 названной статьи упомянутые субъекты, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Из анализа приведенной нормы следует, что субъектами административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, являются перевозчики, то есть лица, непосредственно организующее и осуществляющее перевозки пассажиров, багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Данный вывод находит свое подтверждение и в судебной практике (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2014 по делу N А12-15531/2014, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 N 13АП-33223/2018 по делу N А56-112192/2018; решение Московского городского суда от 08.12.2020 по делу N 7-13040/2020, 7-13041/2020).
Предоставленные организацией документы и устные пояснения свидетельствуют о том, что последняя не эксплуатирует транспортное средство, которое использовалось для перевозки груза, не является ни его собственником, ни владельцем, а равно не осуществляет деятельность в качестве перевозчика. Согласно транспортной накладной перевозчиком груза и собственником транспортного средства является физическое лицо, осуществляющее перевозку на условиях договора об оказании соответствующих услуг. Данное лицо имеет статус самозанятого в рамках деятельности по перевозке грузов автомобильным транспортом, однако не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.
С учетом вышеизложенного и указанных обстоятельств организация не должна быть привлечена к административной ответственности по чч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа. К сожалению, нам не удалось найти судебной практики исключительно соответствующей данному вопросу и указанным обстоятельствам, в связи с чем изложенный вывод может рассматриваться только как наше экспертное мнение.
Что касается путевых листов, то в силу положений, предусмотренных ст. 2, 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав), п. 8 Приложения к приказу Минтранса России от 11 сентября 2020 г. N 368, путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства и водителя, оформляемый на каждое транспортное средство, эксплуатируемое юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем, без которого запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями.
В этой связи несмотря на то, что самозанятый, осуществивший перевозку груза с помощью собственного транспортного средства, не является перевозчиком как таковым в контексте используемого в Уставе понятия (п. 13. ст. 2), а равно не обладает статусом индивидуального предпринимателя, обязанного заполнять путевой лист согласно приказу Минтранса России от 11 сентября 2020 г. N 368 (п. 8 раздела II Приложения), названные акты не исключают возможности оформления им путевого листа, поскольку не содержат на это запрета.
Кроме того, самозанятый при осуществлении перевозки груза управлял принадлежащим ему транспортным средством самостоятельно как водитель, а применительно к толкованиям законодательства РФ, связанного с требованиями, касающимися предрейсовых медицинских осмотров и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, последние в равной степени распространяются и на него (определение от 29 января 2019 года N 234-О). То есть водитель также является субъектом ответственности по ч. 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ и может быть подвергнут административному штрафу.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, полагаем, что в данном случае путевой лист должен быть оформлен перевозчиком, то есть самозанятым, являющимся собственником ТС и использующим (эксплуатирующим) его для целей осуществления деятельности в качестве перевозчика, несмотря на отсутствие статуса индивидуального предпринимателя в нарушение требований ч. 6 ст. 2 Закона N 422-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр
Ответ прошел контроль качества
19 июля 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"