Юридическое лицо (ООО, плательщик НДС) обратилось в 2020 году в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (с отчетом об оценке рыночной стоимости, выполненной также в 2020 году). Данное заявление не было рассмотрено. Комиссия сослалась на то, что на момент проведения заседания кадастровая стоимость земельного участка снова изменилась (фактически второй раз за год).
В связи с незаконностью происходящего юридическое лицо обратилось в суд. В 2021 году в целях урегулирования спора во внесудебном порядке бюро технической инвентаризации (БТИ) попросило откорректировать отчет и подать документы на рассмотрение комиссии заново. Юридическое лицо согласилось, исправило отчет и подало в комиссию все документы снова (также в 2021 году). Вопрос был рассмотрен на комиссии в пользу юридического лица. Кадастровая стоимость снизилась. На публичной кадастровой карте указано, что дата применения измененной кадастровой стоимости - 01.01.2021.
Можно ли пересчитать земельный налог за 2020 год, при этом использовать сниженную в 2021 году кадастровую стоимость земельного участка?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация вправе вернуть переплату по земельному налогу начиная с того налогового периода, в котором первый раз в целях налогообложения была применена старая (оспоренная) кадастровая стоимость.
Обоснование вывода:
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, в редакции Закона N 334-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2, пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса (в редакции Закона N 334-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Вышеперечисленные положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса (в редакции Закона N 334-ФЗ), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (часть 6 статьи 3 Закона N 334-ФЗ). Одним из таких оснований может являться решение комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.
С учетом изложенного кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам/заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (письмо Федеральной налоговой службы от 27 ноября 2018 г. N БС-4-21/22899@ "О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019", письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 июля 2019 г. N 03-05-05-02/52329).
До 1 января 2019 года при определении налоговой базы сведения о кадастровой стоимости учитываются с момента подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а не с начала налогообложения объекта по оспоренной кадастровой стоимости. С 2019 года сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или по решению суда, учитываются при определении налоговой базы с начала налогообложения объекта по оспоренной кадастровой стоимости, а не с момента подачи заявления (абзац 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ) (смотрите материал: Комментарий к письму Федеральной налоговой службы от 27 ноября 2018 г. N БС-4-21/22899@ "О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019" (Е.В. Чимидова, журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 1, январь 2019 г.).
При этом следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса (в редакции Закона N 334-ФЗ), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.
То есть налог за предыдущие годы можно будет вернуть или зачесть. Например, если налог на имущество рассчитан по кадастровой стоимости объекта с 2017 года, а заявление об оспаривании этой стоимости удовлетворено в 2019 году, то будут пересчиианы налоговые платежи с 2017 года (смотрите материал: Комментарий к письму Федеральной налоговой службы от 27 ноября 2018 г. N БС-4-21/22899@ "О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019" (Е.В. Чимидова, журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 1, январь 2019 г.).
Таким образом, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России от 27.09.2018 NN 03-05-05-02/69137, N 03-05-05-01/69209, от 01.10.2018 N 03-05-06-01/70282.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Новый порядок пересчета земельного налога (Е. Крючков, журнал "Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", N 5, май 2019 г.);
- Вопрос: В 2019 году автономное учреждение обратилось в комиссию при Росреестре с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка. Бюджетное автономное учреждение провело переоценку кадастровой стоимости земли на 05.05.2017. Дата внесения записи в ЕГРН - 19.08.2019. За какое время можно пересчитать земельный налог? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.)
- Вопрос: Пунктом 15 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения по налогу на имущество налоговая база определяется как кадастровая стоимость на основании установления рыночной стоимости объекта по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда. Пункт 7 ст. 78 НК РФ установлен трехлетний срок для подачи заявления о зачете излишне уплаченного налога. Если организация подала иск о пересмотре кадастровой стоимости в 2020 году, то за какие периоды пересчитают налог на имущество и земельный налог? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2020 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван
Ответ прошел контроль качества
26 июля 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.