Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Кочои С.М. Уголовно-правовые риски использования беспилотных транспортных средств
С.М. Кочои - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный работник высшей школы РФ, почетный работник юстиции России
Использование многих достижений научно-технической революции содержит в себе риски, в том числе уголовно-правовые. Однако данное обстоятельство не может служить преградой на пути прогресса, инструментами которого являются эти достижения. Очевидно, что уголовное преследование может иметь место только тогда, когда не соблюдаются разумные и минимальные требования, направленные на недопущение причинение вреда в ситуации, в которой он не должен быть причинен. УК РФ как минимум должен не мешать прогрессу, а как максимум - способствовать ему. Именно этой цели призваны служить предлагаемые в уголовно-правовой литературе для дополнения УК РФ нормы о беспилотниках, к которым относятся любые беспилотные мобильные средства (БПМС), в первую очередь беспилотные транспортные средства (БПТС) и беспилотные летательные аппараты (БПЛА), беспилотные воздушные суда (БПВС). Критический анализ указанных норм позволяет утверждать, что нет никакой необходимости создавать свое собственное - уголовно-правовое определение беспилотного транспортного средства. Достаточно использовать то определение, которое имеется в профильном, транспортном законодательстве. Отвергается необходимость дополнения составов, предусмотренных отдельными статьями УК РФ, квалифицирующим признаком "совершение преступления с использованием БПЛА", и высказывается идея о целесообразности дополнения ст. 63 УК РФ нормой, предоставляющей суду право самому решать, при совершении какого именно преступления считать использование БПМС (БПТС, БПЛА, БПВС и др.) отягчающим наказание обстоятельством.
Ключевые слова: уголовно-правовые риски; беспилотники; беспилотное транспортное средство; беспилотное воздушное судно; беспилотные мобильные средства; БПЛА; БПТС; БПМС; БПВС; глава 27 УК РФ; безопасность дорожного движения и эксплуатации транспорта.
Kochoi S.M. Criminal Law Risks when Using Unmanned Vehicles
S.M. Kochoi - Dr. Sci. (Law), Professor, Professor, Department of Criminal Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Honored Worker of Higher School of the Russian Federation, Honorary Worker of Justice of Russia
The use of many achievements of the scientific and technological revolution contains risks, including criminal ones. However, this circumstance cannot serve as an obstacle to progress, the instruments of which are these achievements. Obviously, criminal prosecution can only take place when reasonable and minimum requirements are not observed to prevent harm from being caused in a situation in which it should not be done. At the very least, the Criminal Code of the Russian Federation should not interfere with progress, but as a maximum should help it. The norms on unmanned vehicles proposed in the criminal law literature to supplement the Criminal Code of the Russian Federation are intended to serve this purpose. These vehicles imply any unmanned vehicles (UV), primarily autonomous vehicles (AV) and unmanned aerial vehicles (UAV), unmanned aircraft (UA). A critical analysis of these norms allows us to assert that there is no need to create our own criminal law definition of an unmanned vehicle. It is enough to use the definition that exists in the field-specific, transport legislation. The author rejects an idea to supplement the body of a crime provided for by individual articles of the Criminal Code of the Russian Federation with the classifying element "committing a crime with the use of a UAV". The author finds reasonable to supplement article 63 of the Criminal Code of the Russian Federation with a rule granting the court the right to decide at its own discretion in what kind of crime the use of the UV (AV, UAV, UA, etc.) should be considered an aggravating circumstance.
Keywords: criminal law risks; drones; unmanned vehicle; unmanned aerial vehicle; unmanned mobile vehicles; UAV; AV; UV; UA; Chapter 27 of the Criminal Code of the Russian Federation; traffic safety and transport operation.
Журнал "Актуальные проблемы российского права"
Ежемесячное научно-практическое юридическое издание, учрежденное Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Журнал, посвящен актуальным проблемам теории права, практике его применения, совершенствованию законодательства, а также проблемам юридического образования.
Рубрики Журнала охватывают все основные отрасли права, учитывают весь спектр юридической проблематики, в том числе теории и истории государства и права, государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой направленности. На страницах Журнала публикуются известные ученые и практики, размещаются экспертные заключения по знаковым судебным процессам, результаты научно-исследовательских работ и материалы конференций.
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-25128 от 7 мая 2014 г.