Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1103069-7 "О внесении изменения в статью 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, М.В. Емельяновым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести в абзац третий пункта 4 статьи 134 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дополнения, исключающие возможность отнесения ко второй очереди расчетов по требованиям кредиторов расчеты, связанные с начислениями на доходы, выплачиваемые лицам, работающим или работавшим по трудовому договору, в качестве выходных пособий и (или) оплаты труда, а также в виде вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
Обязанность российских организаций и иных лиц, выплачивающих доходы физическим лицам, удерживать из выплачиваемых доходов и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц предусмотрена статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации, признающей лиц, выплачивающих доходы, налоговыми агентами.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 года, будучи налоговым агентом должник, хотя и исполняет свою обязанность по перечислению налога в бюджет, однако эта обязанность является производной от получения дохода гражданином-налогоплательщиком. По этой причине обязанность налогового агента по перечислению удержанной суммы налога в бюджет исполняется одновременно с выплатой дохода гражданину, и, следовательно, она не может относиться к иной очередности удовлетворения, чем очередность, установленная абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве.
Правовая специфика страховых взносов как обязательных платежей заключается в том, что для страхователей-работодателей они представляют собой обязательную составную часть расходов по найму рабочей силы, а для застрахованных лиц выступают материальной гарантией пенсионного обеспечения в случаях, когда они лишены возможности иметь заработок (доход) или утрачивают его в силу возраста, состояния здоровья и по другим причинам. При этом уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений (постановления Конституционного суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 10 июля 2007 года N 9-П, от 30 ноября 2016 года N 27-П). Данное обстоятельство также не позволяет перевести страховые взносы, исчисляемые с сумм выплат, произведенных физическим лицам, к другой очереди удовлетворения требований, чем сами эти выплаты.
При этом, как неоднократно указывал в своих судебных актах Конституционный суд Российской Федерации, в силу того, что установленная Конституцией Российской Федерации обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (статья 57) имеет публично-правовой характер, налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года N 20-П и от 14 июля 2005 года N 9-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 503-О, от 20 марта 2008 года N 179-О-О, от 7 ноября 2008 года N 1049-О-О, от 7 декабря 2010 года N 1572-О-О, от 10 марта 2016 года N 571-О).
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.