Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 10 марта 2016 г. N 571-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Чебаркульская птица" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем четвертым пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В силу НК РФ в случае обнаружения в ходе налоговой проверки суммы налога, излишне возмещенной налогоплательщику на основании решения налогового органа, она признается недоимкой.

По мнению заявителя, эта норма неконституционна. Она позволяет признавать по итогам выездной налоговой проверки суммы налога, ранее возмещенные налогоплательщику на основании судебных актов, недоимкой и привлекать его к налоговой ответственности. Тем самым решением налогового органа фактически пересматривается судебный акт о возврате налогоплательщику излишне уплаченных сумм налога.

Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению, пояснив, в частности, следующее.

Механизмы выездной и камеральной налоговых проверок имеют принципиальные различия.

В связи с этим предметом камеральной и последующей выездной проверки может стать уплата одного и того же налога за один и тот же период. Причем выводы, сделанные налоговым органом по итогам камеральной проверки, к моменту проведения выездной проверки уже могут быть проверены судом. Это не препятствует налоговому органу прийти к выводу о необходимости скорректировать размер налоговой обязанности налогоплательщика за проверяемый в ходе выездной проверки период.

Решение налогового органа, принятое по итогам камеральной проверки, может быть признано судом недействительным исходя из положенных в его основу фактических обстоятельств, недостаточности представленных доказательств, а также допущенных налоговым органом нарушений. Однако это не препятствует суду признать действительным решение налогового органа, вынесенное по итогам выездной проверки того же лица за тот же период, которое было принято с соблюдением закона, по результатам исследования положенных в его основу фактических обстоятельств, а также новых доказательств. Само по себе это не может расцениваться как преодоление налоговым органом решения суда, вынесенного по итогам камеральной проверки, путем проведения выездной проверки.

Для привлечения налогоплательщика к ответственности необходимо устанавливать его вину.

При этом суд не может ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения налоговых обязательств. Нужно выявлять иные связанные с этим обстоятельства, в т. ч. наличие или отсутствие состава налогового правонарушения, вину. Это в полной мере относится к привлечению к ответственности за неуплату налога, происшедшую вследствие виновных действий (бездействия) налогоплательщика.

Оспариваемая норма сама по себе не предопределяет необходимость привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за то или иное правонарушение.


Определение Конституционного Суда РФ от 10 марта 2016 г. N 571-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Чебаркульская птица" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем четвертым пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации"



Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)


Текст Определения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 апреля 2016 г., в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2016 г., N 6