Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, образованию и культуре от 21 июня 2021 г. N 3.-04/1225
на проект федерального закона N 1159725-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) инициирован сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом, депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, Е.С. Москвичевым, В.А. Никоновым, С.А. Жигаревым, принят Государственной Думой 9 июня 2021 года.
Федеральный закон направлен на приведение законодательных актов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 22 декабря 2020 года N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус" (далее - Закон о Сириусе).
Федеральным законом предусмотрено внесение изменений в 24 федеральных закона, в числе которых к сфере ведения комитета относятся федеральные законы от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон о науке), от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), от 5 июля 1996 года N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об ИНТЦ).
Вносимые Федеральным законом изменения предусматривают:
установление и конкретизацию функций и полномочий органов публичной власти федеральной территории "Сириус" в соответствии с установленным Законом о Сириусе статусом федеральной территории;
установление предусмотренного статьей 44 Закона о Сириусе специального регулирования отношений в отдельных областях, в том числе таких, затрагивающих вопросы ведения комитета, как осуществление в федеральной территории "Сириус" образовательной деятельности, генно-инженерной деятельности, научной и научно-технической деятельности и другие.
Изменения, вносимые в Закон о науке, наделяют органы публичной власти федеральной территории "Сириус" следующими полномочиями:
установление особенностей регулирования в федеральной территории "Сириус" деятельности организаций, осуществляющих научную (научно-исследовательскую), научно-техническую и инновационную деятельность, а также особенности регулирования отношений в области науки и государственной научно-технической политики, государственной поддержки инновационной деятельности;
определение в пределах своих полномочий соответствующих приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, обеспечение формирования системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработки и реализации научных и научно-технических программ и проектов, развития форм интеграции науки и производства, реализации достижений науки и техники;
осуществление в федеральной территории "Сириус" полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области формирования и реализации государственной научно-технической политики, предусмотренных Законом о науке, включая финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности и осуществление государственной поддержки инновационной деятельности в федеральной территории "Сириус".
Кроме того, в статью 1 "Законодательство о науке и государственной научно-технической политике" Закона о науке добавляются нормы, закрепляющие особенности правового регулирования в сфере науки на территории инновационного центра "Сколково" и инновационных научно-технологических центров (далее - ИНТЦ). Федеральным законом устанавливается, что законодательство о науке и государственной научно-технической политике в отношении организаций, расположенных на территории инновационного центра "Сколково", на территориях ИНТЦ и осуществляющих научную (научно-исследовательскую), научно-техническую и инновационную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами.
Изменения, вносимые Федеральным законом в Закон об образовании, устанавливают, что нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории "Сириус" может устанавливаться специальное регулирование осуществления образовательной деятельности, в том числе в части государственной регламентации образовательной деятельности, в федеральной территории "Сириус". При этом предусмотрено, что требования нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории "Сириус" по вопросам осуществления образовательной деятельности не могут быть ниже соответствующих требований, устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Кроме того, закрепляется право органов публичной власти федеральной территории "Сириус" вводить экспериментальный правовой режим в федеральной территории "Сириус", направленный на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных программ, образовательных технологий, образовательных ресурсов, средств обучения и воспитания.
Статья 8 "Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования" и статья 9 "Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в сфере образования" Закона об образовании дополняются соответственно положениями, устанавливающими, что в федеральной территории "Сириус" полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере образования осуществляются органами публичной власти федеральной территории "Сириус".
Изменения, вносимые в Закон об ИНТЦ, устанавливают обусловленные принятием Закона о Сириусе особенности функционирования ИНТЦ "Сириус", созданного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2019 года N 1428 "О создании инновационного научно-технологического центра "Инновационный научно-технологический центр "Сириус".
Наряду с приведением норм Закона об ИНТЦ в соответствие с положениями Закона о Сириусе Федеральный закон предусматривает ряд изменений, подготовленных на основе опыта правоприменения норм действующего законодательства в деятельности созданных и функционирующих ИНТЦ.
В числе наиболее значимых таких изменений следует отметить:
уточнение полномочий Правительства Российской Федерации в части создания и функционирования ИНТЦ путем включения в них полномочий по установлению: требований к форме предложения о создании ИНТЦ, критериев отбора предложений и оценки иной предусмотренной законом информации о создании ИНТЦ, критериев эффективности функционирования ИНТЦ, а также по установлению порядка рассмотрения предложений и иной предусмотренной законом информации о создании ИНТЦ, порядка отбора предложений и оценки указанной информации, порядка оценки эффективности функционирования ИНТЦ, а также порядка разработки стратегии развития ИНТЦ;
установление возможности включения в границы территории ИНТЦ земельных участков, находящихся в частной собственности, а также земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных юридическим и (или) физическим лицам, не относящимся к органам управления ИНТЦ, в случае согласия указанных лиц на включение в границы территории ИНТЦ земельных участков, находящихся в их собственности и (или) предоставленных им;
уточнение функций высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в процедуре создания ИНТЦ;
уточнение регламентации имущественных отношений в отношении земельных участков и объектов инфраструктуры ИНТЦ;
включение в функции управляющей компании ИНТЦ, наряду с разработкой стратегии развития ИНТЦ, реализации указанной стратегии, а также обязанности по опубликованию отчетов о ее реализации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
установление возможности использования особенностей таможенного регулирования, установленных Законом об ИНТЦ в отношении товаров (химических, физических, биологических реактивов, реагентов и иных веществ, препаратов, предназначенных для научно-исследовательских и (или) различных лабораторных работ), ввозимых для целей их использования на территории Российской Федерации участниками проектов ИНТЦ и иными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления образовательной и (или) научно-технологической деятельности;
закрепление в Законе об ИНТЦ нормы о неприменении в отношении иностранных граждан, привлекаемых к реализации проектов ИНТЦ, требований к размеру заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированного специалиста, предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";
уточнение особенностей осуществления медицинской деятельности и образовательной деятельности на территории ИНТЦ.
Комитет отмечает, что изменения, вносимые в Закон об ИНТЦ, направлены на обеспечение благоприятных условий функционирования ИНТЦ как совокупности организаций, основной целью деятельности которых является научно-технологическая деятельность в целях реализации приоритетов научно-технологического развития России.
В целом, Федеральный закон предусматривает комплексную актуализацию действующих норм в связи с принятием Закона о Сириусе. Дополнительные изменения в части вопросов ведения комитета отвечают целям и задачам государственной научно-технической политики Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой 9 июня 2021 года.
Председатель комитета |
Л.С. Гумерова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.