Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 июня 2021 г. N 5.1-01/1867
на проект федерального закона N 1063011-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 16 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1063011-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 26 ноября 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления".
В Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) вносятся изменения, согласно которым транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте. Уточняются условия транспортирования отходов, а федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, наделяется полномочием по утверждению образцов специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности, а также порядок нанесения таких знаков на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов. В новой редакции излагается определение понятия транспортирования отходов, а также исключается полномочие Правительства Российской Федерации по установлению порядка транспортирования отходов I - IV классов опасности.
При рассмотрении Федерального закона во втором чтении в него были внесены поправки, не связанные с первоначальной концепцией. Государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов и единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров получили новые наименования - федеральная государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов и единая федеральная государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов.
Оператором названных систем будет являться российский экологический оператор (вместо уполномоченных федеральных органов исполнительной власти), исключается обязанность по выделению денежных средств из бюджета Российской Федерации на обеспечение деятельности указанных систем, а также уточняются положения, связанные с их функционированием.
К наименованию "государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности" также добавляется слово "федеральная".
В отношении федеральных схем обращения с отходами I и II классов опасности, обращения с твердыми коммунальными отходами исключается полномочие Правительства Российской Федерации по их утверждению.
Федеральным законом уточняются положения по установлению предельных (максимальных) тарифов федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности. На федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности возлагается обязанность по разработке, согласованию и утверждению инвестиционной программы в области обращения с отходами I и II классов опасности, при этом на Правительство Российской Федерации возлагается обязанность по утверждению порядка совершения названных действий, а также осуществления контроля за реализацией указанной инвестиционной программы.
Федеральным законом уточняются цели, на которые могут направляться средства экологического сбора: помимо обеспечения утилизации отходов от использования товаров индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, указанные средства будут направляться также на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, возведение некапитальных строений (сооружений), которые необходимы для осуществления деятельности в области обращения с отходами, их модернизацию и обустройство мест (площадок) накопления отходов.
В иные федеральные законодательные акты вносятся изменения корреспондирующего характера.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), "е" (установление основ государственной политики в области экономического, экологического развития Российской Федерации), "з" (федеральный бюджет, федеральные сборы), "и" (федеральная информация) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "д" (обеспечение экологической безопасности) и "к" (административное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Отмечаем, что Федеральным законом признаётся утратившим силу пункт 5 статьи 24.3 Федерального закона N 89-ФЗ, согласно которому уполномоченный орган устанавливает требования к единой государственной информационной системе учета отходов применительно к составу размещаемой в ней информации и форматам предоставления информации в названную систему указанными в Федеральном законе N 89-ФЗ лицами.
Вместе с тем Федеральным законом требования по составу и форматам подлежащей предоставлению информации не установлены, что может повлечь за собой затруднения в правоприменительной практике.
В соответствии со статьёй 4 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования за исключением положений об обязательном наличии на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов, вступающих в силу с 1 марта 2022 года.
Обращаем внимание, что Федеральный закон потребует принятия или внесения изменений в подзаконные нормативные правовые акты.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные пунктами "а" (федеральный бюджет), "б" (федеральные сборы) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение должно быть начато не позднее 1 июля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.