Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 июня 2021 г. N 5.1-01/1845
по проекту федерального закона N 1147176-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятому Государственной Думой 15 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1147176-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 9 апреля 2021 года.
В Лесной кодекс Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) вносятся изменения, направленные на уточнение положений, регламентирующих лесоустройство. Устанавливается, что мероприятия по лесоустройству осуществляются в пределах своих полномочий органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также лицами, использующими леса. Мероприятия по лесоустройству могут также осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, собственными силами или с привлечением иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Предусматривается, что создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, а также установление и изменение границ лесничеств и участковых лесничеств осуществляются решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления. В связи с этим соответствующие изменения внесены также и в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в части уточнения вопросов местного значения городского поселения, а также муниципального и городского округа.
Кроме того, Лесной кодекс дополняется новой главой 1.1, регламентирующей правоотношения, связанные с рубкой лесных насаждений (выборочных и сплошных), лесосечными работами, отводом и таксацией лесосек, подсочкой лесных насаждений.
Закрепляется, что заготовка древесины осуществляется с применением способов и технологий первичной обработки древесины (в том числе сортиментная, хлыстовая заготовка древесины), определяемых в соответствии с правилами заготовки древесины. При этом граждане и юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе создавать объекты лесной инфраструктуры, в том числе лесные дороги, предназначенные для осуществления деятельности по заготовке древесины.
Глава 5 Лесного кодекса излагается в новой редакции, устанавливающей, в частности, что лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности. Лесоустройство проводится в соответствии с правилами, установленными лесоустроительной инструкцией, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Определяются содержание лесоустройства и содержание лесоустроительной инструкции, а также мероприятия, осуществляемые при проектировании лесничеств и проектировании эксплуатационных лесов, защитных лесов (в том числе их категорий), резервных лесов, особо защитных участков лесов. Уточняются положения Лесного кодекса, касающиеся таксации лесов, проектирования мероприятий по сохранению лесов и проектирования лесных участков.
Кроме того, Федеральным законом признаются утратившими силу отдельные положения Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений".
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), "ж" (финансовое регулирование) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "в" (вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами), "к" (административное законодательство и лесное законодательство) и "н" (установление общих принципов организации местного самоуправления) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.
Реализация Федерального закона потребует принятие ряда подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования, предусмотренные пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации. Рассмотрение Федерального закона в Совете Федерации должно быть начато не позднее 30 июня 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорову, первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.