Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию от 22 июня 2021 г. N 3.7-03/2061
по проекту федерального закона N 1147176-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятому Государственной Думой 15 июня 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (проект N 1147176-7), принятый Государственной Думой 15 июня 2021 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон принят в целях выполнения поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам состоявшегося 29 сентября 2020 года совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса, в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 3 ноября 2020 года N 475-СФ "О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства".
Федеральным законом Лесной кодекс Российской Федерации дополняется главой 1.1. (Рубки и подсочка лесных насаждений), содержащей нормы, устанавливающие правила выполнения лесосечных работ, выборочных, сплошных рубок, подсочки лесных насаждений, отвода и таксации лесосек.
Не допускается предоставление лесных участков для заготовки древесины, если таксация лесов проведена более десяти лет назад. Исключения из данного правила устанавливаются Лесным кодексом Российской Федерации.
Предусматривается, что мероприятия по лесоустройству в лесах, расположенных на землях лесного фонда, осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, в соответствии с планом проведения лесоустройства.
Излагается в новой редакции Глава 5. (Лесоустройство) Лесного кодекса Российской Федерации.
Предусматривается, что лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.
Устанавливается, что мероприятия по лесоустройству осуществляются инженерами-таксаторами, техниками-таксаторами, прошедшими аттестацию на право осуществления мероприятий по лесоустройству и включенными в соответствующий реестр специалистов, который ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
По результатам осуществления мероприятий по лесоустройству составляется лесоустроительная документация в электронной форме, которая включается в состав сведений государственного лесного реестра.
Лесоустройство проводится в соответствии с правилами, установленными лесоустроительной инструкцией, содержание которой установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Лесоустройство проводится в соответствии с планом проведения лесоустройства. План проведения лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на срок до десяти лет и размещается на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Предусматривается, что обязательным приложением к решению об отнесении лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам является графическое описание местоположения границ земель, на которых расположены защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса, включающее в себя перечень координат характерных точек границ таких земель. Геодезические и картографические работы, проводимые при лесоустройстве, выполняются в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральным законом установлено, что таксация лесов проводится в границах лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их состоянии, о количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.
Предусматривается, что проектная документация лесных участков разрабатывается в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению лесных участков в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса. Проектная документация лесного участка может быть направлена на утверждение в указанные органы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Срок действия решения об утверждении проектной документации лесного участка составляет два года.
Федеральным законом дополняются полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе полномочием ведения реестра специалистов, имеющих право на осуществление мероприятий по лесоустройству и предоставление информации из соответствующего реестра.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений дополняются полномочиями осуществления мероприятий по лесоустройству в отношении лесов и лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, принятия решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на этих землях (в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения), установлении и изменении их границ.
Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений дополняются полномочиями осуществления мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов. Предусматривается, что органы местного самоуправления осуществляют принятие решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, установлении и изменении их границ, а также осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов.
Корреспондирующие изменения вносятся в статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Устанавливается, что государственные (муниципальные) учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, вправе на договорной основе осуществлять за счет лесопользователей работы по лесовосстановлению, лесоразведению.
Предусматривается, что древесина, заготовленная государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе при проведении мероприятий по сохранению лесов, реализуется на организованных торгах, проводимых в соответствии с законодательством об организованных торгах.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования, предусмотренные пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.П. Майоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.