Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1222108-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 9 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р.
Законопроект разработан в целях уточнения понятийного аппарата Федерального закона "Об электроэнергетике", совершенствования порядка взаимодействия субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, а также унификации по итогам сложившейся практики отдельных положений Федерального закона "Об электроэнергетике".
В частности, законопроектом предлагается:
уточнить определения понятий "оперативно-технологическое управление", "оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике", "установленная генерирующая мощность", "рабочая генерирующая мощность";
исключить устаревшее понятие "веерное отключение", а также неиспользуемое понятие "максимально доступная генерирующая мощность".
Кроме того, законопроектом предлагается отдельные положения Федерального закона "Об электроэнергетике" унифицировать с учетом сложившейся практики регулирования отрасли.
Так, требование о заключении договора оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению до заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии предлагается исключить, как усложняющее порядок заключения договора с сетевыми организациями для субъектов электроэнергетики и потребителей, не являющихся плательщиками за услуги по оперативно-диспетчерскому управлению.
Также законопроектом предлагается исключить не применяемые на практике нормы об участии уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соглашениях о взаимодействии, заключаемых системным оператором с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (далее - ЕНЭС) и организациями коммерческой инфраструктуры.
Положение Федерального закона "Об электроэнергетике", предусматривающее осуществление системным оператором контроля за реализацией инвестиционных программ генерирующих компаний предлагается исключить. Своевременная и надлежащая реализация генерирующими компаниями инвестиционных проектов по строительству (реконструкции модернизации) генерирующих объектов эффективно обеспечивается предусмотренными Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности механизмами участия в конкурентных отборах мощности, заключения договоров о предоставлении мощности на оптовый рынок, аттестации генерирующего оборудования и применения штрафных экономических санкций в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения генерирующими компаниями обязательств по поставке мощности на оптовый рынок. Выполнения для этих целей каких-либо контрольных мероприятий со стороны системного оператора не требуется.
Законопроектом также предлагается конкретизировать положение Федерального закона "Об электроэнергетике", устанавливающее основания для применения графиков аварийного ограничения режима потребления и использования противоаварийной автоматики.
Полномочия Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти предлагается уточнить по результатам их правоприменения. В частности, предлагается устранить внутренние противоречия в полномочиях Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти по установлению порядка технологического присоединения.
Также в рамках перевода государственной услуги по утверждению нормативов создания запасов топлива при производстве электрической энергии, а также нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более на проактивный уровень (по факту наступления события, а не по факту поступления заявления) перечень полномочий Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти предлагается дополнить установлением порядка утверждения нормативов запасов топлива.
Положения Федерального закона "Об электроэнергетике" о применении технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем, объектов электроэнергетики и качеству электрической энергии, приведены в соответствие с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона "О техническом регулировании", исключившим соответствующие требования из сферы действия системы технического регулирования.
Законопроектом предлагается закрепить основные принципы распределения функций, обязанностей и ответственности между субъектами оперативно-диспетчерского управления, иными субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии за обеспечение надежности энергосистемы и качества электрической энергии.
Кроме того, законопроектом предусмотрено наряду с требованиями к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок установление требований к обеспечению качества электрической энергии.
Предусмотренные законопроектом изменения в Федеральный закон "Об электроэнергетике" соответствуют принципам реализации механизма "регуляторной гильотины" и учитывают современную систему нормативного регулирования, формируемую в отрасли.
Также законопроектом предлагается установить размер законной неустойки за просрочку оплаты услуг по оперативно-диспетчерскому управлению.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация предлагаемых изменений не повлечет возникновение расходов у субъектов, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность, и не потребует расходования средств федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Осуществление предусмотренных проектом федерального закона полномочий федеральных органов исполнительной власти предполагается в пределах их утвержденной штатной численности.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения не связаны с реализацией государственных программ Российской Федерации и не влияют на достижение их целей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
1. Наименование акта:
постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере электроэнергетики.
Обоснование разработки изменений:
Законопроектом предусмотрено установление Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти требований к обеспечению качества электрической энергии, а также порядка утверждения нормативов запасов топлива на тепловых электростанциях. Для определения Минэнерго России в качестве ответственного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на установление требований к обеспечению качества электрической энергии и порядка утверждения нормативов запасов топлива на тепловых электростанциях, необходимо внесение изменений в:
Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400;
постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N 244 "О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта:
Минэнерго России.
Сроки разработки нормативного правового акта:
60 дней со дня опубликования Федерального закона.
2. Наименование акта:
постановление Правительства Российской Федерации, предусматривающее внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442.
Обоснование разработки изменений:
Законопроектом предусмотрено установления порядка рассмотрения требований потребителей электрической энергии, связанных с нарушением надежности и качества снабжения электрической энергией, в том числе взаимодействия субъектов электроэнергетики, при рассмотрении таких требований.
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта:
Минэнерго России.
Сроки разработки нормативного правового акта:
24 месяца со дня опубликования Федерального закона.
3. Наименование акта:
постановление Правительства Российской Федерации, предусматривающее внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861.
Обоснование:
Законопроектом предусмотрено исключение требования о заключении договора оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению до заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии как усложняющего порядок заключения договора с сетевыми организациями для субъектов электроэнергетики и потребителей, не являющихся плательщиками за услуги по оперативно-диспетчерскому управлению. Также законопроектом уточнены содержание услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики и порядок заключения соглашений о технологическом взаимодействии.
Состав исполнителей по разработке проекта акта:
Минэнерго России, ФАС России.
Сроки разработки проекта акта:
60 дней со дня опубликования Федерального закона.
4. Наименование акта:
постановление Правительства Российской Федерации, предусматривающее внесение изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. N 24, от 30 июня 2004 г. N 331, от 14 февраля 2009 г. N 114, от 9 ноября 2009 г. N 910, от 27 декабря 2010 г. N 1172 и от 29 декабря 2011 г. N 1178.
Обоснование:
Законопроектом предусмотрено изменение содержания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в связи с признанием утратившими силу положений Федерального закона "Об электроэнергетике" об оказании услуг по формированию перспективного технологического резерва мощностей. Необходимо внесение корреспондирующих изменений в части наименования услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, ее содержания и установления цен (тарифов) на такую услугу в подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие указанные вопросы.
Также законопроектом признается утратившим силу положение Федерального закона "Об электроэнергетике" об осуществлении системным оператором контроля за своевременной и надлежащей реализацией инвестиционных программ строительства генерирующих объектов. Необходимо исключить указанную функцию из содержания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению, а также исключить регулирование указанного вопроса из существенных условий договора о присоединении к торговой системе и регламентов оптового рынка.
Состав исполнителей по разработке проекта акта:
Минэнерго России, ФАС России.
Сроки разработки проекта акта:
60 дней со дня опубликования Федерального закона.
5. Наименование акта:
приказ Минэнерго России, утверждающий требования к качеству электрической энергии.
Обоснование:
Законопроектом предусмотрено установление требований к качеству электрической энергии и его обеспечению при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики, включая распределение обязанностей по поддержанию качества электрической энергии между субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии.
Состав исполнителей по разработке проекта акта:
Минэнерго России.
Сроки разработки проекта акта:
6 месяцев со дня опубликования Федерального закона.
6. Наименование акта:
приказ ФАС России о внесении изменений в приказы ФСТ России от 23 октября 2009 г. N 267-э/8 и от 24 октября 2014 г. N 1831-э.
Обоснование:
Законопроектом предусмотрено изменение содержания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в связи с признанием утратившими силу положений Федерального закона "Об электроэнергетике" об оказании услуг по формированию перспективного технологического резерва мощностей.
Необходимо внесение корреспондирующих изменений в документы, регулирующие порядок установления цен (тарифов) на такую услугу.
Состав исполнителей по разработке проекта акта:
ФАС России.
Сроки разработки проекта акта:
60 дней со дня опубликования Федерального закона.
7. Наименование акта:
приказ Минэнерго России о внесении изменений в приказ Минэнерго России от 13 декабря 2011 г. N 585.
Обоснование:
Законопроектом предусмотрено изменение содержания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в связи с признанием утратившими силу положений Федерального закона "Об электроэнергетике" об оказании услуг по формированию перспективного технологического резерва мощностей. Необходимо внесение корреспондирующих изменений в документы, регулирующие порядок установления цен (тарифов) на такую услугу.
Состав исполнителей по разработке проекта акта:
Минэнерго России.
Сроки разработки проекта акта:
60 дней со дня опубликования Федерального закона.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" потребует признания утратившим силу следующего ведомственного акта.
Наименование акта:
приказ ФСТ России от 20 мая 2011 г. N 220-э.
Обоснование:
Законопроектом предусмотрено признание утратившими силу норм Федерального закона "Об электроэнергетике" об оказании услуг по формированию перспективного технологического резерва мощностей.
Состав исполнителей по разработке проекта акта:
ФАС России.
Сроки разработки проекта акта:
60 дней со дня опубликования Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.