Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1230879-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспортном контроле"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспортном контроле" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 6 октября 2018 г. N ЮБ-П7-6711 на основании предложения Государственно-правового управления Президента Российской Федерации (письмо от 13 сентября 2018 г. N А6-10030) о целесообразности исключения необходимости утверждения Президентом Российской Федерации списков контролируемых товаров и технологий (сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов).
Законопроект направлен на совершенствование правовых основ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемых товаров и технологий. Данный вопрос относится к ведению Российской Федерации (пункты "а", "к" и "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации).
В целях оптимизации существующей процедуры утверждения списков контролируемых товаров и технологий законопроектом предусматривается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по их утверждению. Наделение Правительства Российской Федерации вышеназванными полномочиями соответствует общепринятой международной практике и согласуется с нормами статьи 21 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", в соответствии с которыми вопросы регулирования и осуществления государственного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности и научно-технического сотрудничества относятся к компетенции Правительства Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом предлагается уточнить отдельные положения статьи 7 Федерального закона "Об экспортном контроле" в связи с учреждением Евразийского экономического союза и прекращением действия таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и статьи 19 Федерального закона "Об экспортном контроле" для учета положений статьи 20 данного закона. Законопроектом также уточняются нормы статьи 25 Федерального закона "Об экспортном контроле", устанавливающие порядок введения запретов и иных ограничений внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, либо при подготовке и (или) совершении террористических актов (далее - ограничения внешнеэкономической деятельности). При этом установление ограничений внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отнесено к компетенции Президента Российской Федерации, что соответствует Конституции Российской Федерации и Федеральному закону "О специальных экономических мерах и принудительных мерах". Порядок установления ограничений внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения выполнения Российской Федерацией резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающих введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер, приведен в соответствие с нормами Федерального закона "О специальных экономических мерах и принудительных мерах". Установление ограничений внешнеэкономической деятельности в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации в области экспортного контроля отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
В целях обеспечения непрерывности действия законодательства в области экспортного контроля законопроектом предусматривается, что списки контролируемых товаров и технологий, утвержденные указами Президента Российской Федерации, действуют до дня утверждения таких списков (перечней) Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (в редакции, предусмотренной законопроектом). При этом соответствующие акты Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их официального опубликования и к ним не применяется порядок вступления в силу, установленный статьей 6 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (в редакции, предусмотренной законопроектом).
Законопроект согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, а также на него получено заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Согласно письму Минэкономразвития России проведение оценки регулирующего воздействия в отношении предусмотренного законопроектом регулирования не требуется.
Законопроект был размещен на официальном сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы. Предложений по результатам общественного обсуждения и заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в ФСТЭК России не поступило.
Реализация законопроекта потребует принятия, внесения изменений и признания утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также ведомственных актов ФСТЭК России.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, законопроект не связан с реализацией государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют нормы о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация законопроекта не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, а также не окажет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование реализации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспортном контроле"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспортном контроле" не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета и сокращения его доходной части.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспортном контроле"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспортном контроле" не повлечет необходимости принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспортном контроле"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Исполнители |
Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации | ||||
1. |
Проект указа Президента Российской Федерации "О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации по вопросам экспортного контроля", предусматривающий признание утратившими силу: Указа Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. N 202 "Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль"; Указа Президента Российской Федерации от 8 августа 2001 г. N 1005 "Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль"; Указа Президента Российской Федерации от 28 августа 2001 г. N 1082 "Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль"; Указа Президента Российской Федерации от 14 января 2003 г. N 36 "Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль"; Указа Президента Российской Федерации от 20 августа 2007 г. N 1083 "Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю"; Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 г. N 1661 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль", а также указов Президента Российской Федерации, которыми вносились изменения в вышепоименованные Списки. |
Реализация пункта 1 статьи 1 законопроекта в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению списков (перечней) контролируемых товаров и технологий |
в течение 2 месяцев после принятия закона |
ФСТЭК России Минобороны России МИД России Минэкономразвития России ФСБ России ФТС России Госкорпорация "Росатом" Госкорпорация "Роскосмос" |
2. |
Проект указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам выполнения резолюций Совета Безопасности ООН", предусматривающий: а) приведение в соответствие с полномочиями Правительства Российской Федерации по утверждению контрольных списков: Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2016 г. N 109 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2231 от 20 июля 2015 г."; Указа Президента Российской Федерации от 27 мая 2007 г. N 665 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1718 от 14 октября 2006 г."; приложения N 4 к Указу Президента Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 729 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2270 от 2 марта 2016 г."; б) признание утратившими силу отдельных положений актов Президента Российской Федерации по внесению изменений в вышеназванные указы Президента Российской Федерации |
Реализация пункта 1 статьи 1 законопроекта в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению списков (перечней) контролируемых товаров и технологий |
в течение 2 месяцев после принятия закона |
ФСТЭК России Минобороны России МИД России Минэкономразвития России ФТС России |
Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации | ||||
1. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении: Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, в отношении которых установлен экспортный контроль; Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль; Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль; Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль; Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, в отношении которых установлен экспортный контроль; Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль |
Реализация пункта 1 статьи 1 законопроекта в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению списков (перечней)контролируемых товаров и технологий |
в течение 2 месяцев после принятия закона |
ФСТЭК России Минобороны России МИД России Минпромторг России Минздрав России Минэкономразвития России ФСБ России СВР России ФТС России Госкорпорация "Росатом" Госкорпорация"Роскосмос" |
2. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", предусматривающий: а) внесение изменений: в Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. N 296; в Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2001 г. N 447; в Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. N 462; в Правила получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2005 г. N 517; в Порядок идентификации контролируемых товаров и технологий, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 г. N 565; в Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 634; в Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. N 686; в Положение о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 691; в Положение об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 973; в Положение о контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях, утвержденное постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1030; в Правила получения российскими организациями специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477; в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 1079 "О совершенствовании государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в отношении отдельных видов товаров и технологий в целях обеспечения национальной безопасности"; в постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 75 "Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для прибытия в Российскую Федерацию и убытия из Российской Федерации ядерных материалов, а также содержащих их товаров"; б) признание утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации в связи с внесением вышеуказанных изменений |
Реализация пункта 1 статьи 1 законопроекта в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению списков (перечней) контролируемых товаров и технологий |
в течение 3 месяцев после принятия закона |
ФСТЭК России Минобороны России МИД России Минпромторг России Минздрав России ФСБ России ФСВТС России ФТС России Госкорпорация "Росатом" Госкорпорация "Роскосмос" |
Нормативные правовые акты ФСТЭК России | ||||
1. |
Приказ ФСТЭК России "О внесении изменений в приказ ФСТЭК России от 22 сентября 2014 г. N 107 "Об утверждении Порядка проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата специалиста в области экспортного контроля и Порядка выдачи и отзыва квалификационного аттестата специалиста в области экспортного контроля" |
Реализация пункта 1 статьи 1 законопроекта в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению списков (перечней) контролируемых товаров и технологий |
в течение 3 месяцев после принятия закона |
ФСТЭК России |
2. |
Приказ ФСТЭК России "О внесении изменений в приказ ФСТЭК России от 12 марта 2012 г. N 25 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по выдаче в установленном порядке российских импортных сертификатов" |
Реализация пункта 1 статьи 1 законопроекта в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению списков (перечней) контролируемых товаров и технологий |
в течение 3 месяцев после принятия закона |
ФСТЭК России |
3. |
Приказ ФСТЭК России "О внесении изменений в приказ ФСТЭК России от 17 мая 2017 г. N 89 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по техническому и экспортному контролю государственной функции по осуществлению (в пределах своей компетенции) контроля за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль" |
Реализация пункта 1 статьи 1 законопроекта в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению списков (перечней) контролируемых товаров и технологий |
в течение 3 месяцев после принятия закона |
ФСТЭК России |
4. |
Приказ ФСТЭК России "О внесении изменений в приказ ФСТЭК России от 26 сентября 2011 г. N 491 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за проведением независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля" |
Реализация пункта 1 статьи 1 законопроекта в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению списков (перечней) контролируемых товаров и технологий |
в течение 3 месяцев после принятия закона |
ФСТЭК России |
5. |
Приказ ФСТЭК России "О внесении изменений в приказ ФСТЭК России от 14 октября 2008 г. N 293 "Об утверждении Требований к заполнению заявления о предоставлении лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией и Требований к заполнению лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией" |
Реализация пункта 1 статьи 1 законопроекта в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению списков (перечней) контролируемых товаров и технологий |
в течение 3 месяцев после принятия закона |
ФСТЭК России |
6. |
Приказ ФСТЭК России "О внесении изменений в приказ ФСТЭК России от 24 апреля 2013 г. N 50 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по предоставлению российским организациям специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля" |
Реализация пункта 1 статьи 1 законопроекта в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению списков (перечней) контролируемых товаров и технологий |
в течение 3 месяцев после принятия закона |
ФСТЭК России |
7. |
Приказ ФСТЭК России "О внесении изменений в приказ ФСТЭК России от 21 июня 2011 г. N 319 "Об утверждении квалификационных требований к экспертам организаций, осуществляющих деятельность по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, и порядка проведения аттестации экспертов организаций, осуществляющих деятельность по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля" |
Реализация пункта 1 статьи 1 законопроекта в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению списков (перечней) контролируемых товаров и технологий |
в течение 3 месяцев после принятия закона |
ФСТЭК России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.