Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1238545-7 "О внесении изменения в статью 52 Семейного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Семейного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 12 марта 2021 г. N ТГ-П8-3025 и направлен на исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2021 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 52 Семейного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части первой статьи 134 и абзаца второго статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой О.С. Шишкиной".
Согласно пункту 1 статьи 52 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) запись родителей в книге записей рождений, произведенная в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 Кодекса, может быть оспорена только в судебном порядке по требованию лица, записанного в качестве отца или матери ребенка, либо лица, фактически являющегося отцом или матерью ребенка, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия, опекуна (попечителя) ребенка, опекуна родителя, признанного судом недееспособным.
Указанное право принадлежит также ребенку, не достигшему возраста восемнадцати лет, приобретшего полную дееспособность в результате эмансипации или вступления в брак (пункт 2 статьи 21, пункт 1 статьи 27 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, пунктом 1 статьи 52 Кодекса определен перечень лиц, которые вправе обратиться с исковым заявлением об оспаривании отцовства (материнства), который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В случае, если исковое заявление об оспаривании записи об отце (матери) ребенка в книге записей рождений подано лицом, не относящимся к перечню лиц, указанных в пункте 1 статьи 52 Кодекса (например, одним из наследников лица, записанного в качестве отца (матери) ребенка), судья отказывает в принятии искового заявления на основании пункта 1 части первой статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации), а если производство по делу возбуждено - суд прекращает производство по делу в соответствии с абзацем вторым статьи 220 ГПК Российской Федерации (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей").
Таким образом, действующее законодательство не содержит специального регулирования отношений, связанных с регламентацией порядка оспаривания отцовства для случаев, когда требования пункта 2 статьи 51 Кодекса о подаче совместного заявления для внесения в книгу записей рождений записи об отце ребенка не были соблюдены, что, по существу, отрицает возможность защиты интересов наследников лица, записанного в качестве отца ребенка в книге записей рождений на основании подложных документов.
Законопроектом уточняется перечень лиц, имеющих право оспорить запись об отце ребенка в книге записей рождений, произведенную в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Кодекса. Таким правом наделяется наследник лица, записанного отцом ребенка. При этом требование об оспаривании отцовства подлежит удовлетворению в случае, если такая запись была произведена на основании подложных документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 51 Кодекса.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Семейного кодекса Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Семейного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Семейного кодекса Российской Федерации"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Семейного кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Семейного кодекса Российской Федерации"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Семейного кодекса Российской Федерации" не потребуется принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.