Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1257544-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" направлен на совершенствование общественных отношений, связанных с переходами российских спортсменов в иностранные профессиональные спортивные организации (далее - иностранные спортивные организации).
В настоящее время в отдельных видах спорта, например, хоккее, складывается ситуация, когда иностранные спортивные организации, используя пробелы в российском правовом регулировании, свой правовой статус, не предусматривающий подчиненность международной спортивной федерации по виду спорта, приглашают молодых российских спортсменов для участия в зарубежных спортивных соревнованиях, не осуществляя каких-либо "трансферных" выплат. Это связано с тем, что приглашаемый спортсмен только проходит спортивную подготовку и не состоит в трудовых отношениях с профессиональным спортивным клубом.
Соответственно российский профессиональный спортивный клуб или организация спортивной подготовки, воспитавшая спортсмена, не получают компенсации за затраты, понесенные на его спортивную подготовку и лишаются спортсмена.
При этом иностранная спортивная организация зачастую не вкладывается дополнительно в развитие такого спортсмена, поскольку в случае возникновения каких-либо трудностей, соответствующая организация приглашает нового спортсмена по аналогичной схеме без выплаты компенсаций.
Положения Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не являются эффективными механизмом регулирования в таком случае, поскольку иностранные спортивные организации являются коммерческими организациями, которые не подпадают под юрисдикцию международных спортивных федераций, и, как следствие, не исполняют их решения.
Договорные механизмы между субъектами российского спорта и иностранными спортивными организациями также не могут достичь необходимого эффекта, поскольку мировая практика их заключения предусматривает право иностранных спортивных организаций (например, HXЛ) в приоритетном порядке выкупать спортивные права на спортсменов с занижением размера компенсации в любое время, без учета интересов подготовивших их спортивных организаций. Данное обстоятельство разрушает целостность российского спорта, снижает ценность развития спортивной подготовки для спортивных команд России.
В этой связи статью 19.1 Федерального закона предлагается дополнить новой частью 11, предусматривающей, что в случае, если спортсмен, не достигший возраста 23 лет, зарегистрирован (заявлен) иностранным профессиональным спортивным клубом или иной иностранной спортивной организацией для участия в иностранных (международных) профессиональных спортивных соревнованиях (за исключением профессиональных спортивных соревнований, проводимых профессиональной спортивной лигой, объединяющей как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы) по видам спорта, определяемым федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, в том числе на основании договора (трудового договора), такой спортсмен обязан выплатить российской организации, осуществившей его спортивную подготовку, компенсационную выплату в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Порядок осуществления такой выплаты будет определен в отношении каждого вида спорта федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта по предложениям соответствующей общероссийской спортивной федерации.
Одновременно в целях защиты прав и законных интересов спортсменов, недопущения прекращения спортивной карьеры спортсменом, которому не поступают предложения о заключении трудовых договоров от российских спортивных клубов, законопроектом предусмотрены случаи освобождения спортсмена от уплаты компенсации.
Установление соответствующей обязанности в отношении спортсменов, не достигших возраста 23 лет, обусловлено тем, что по статистическим показателям и экспертным оценкам к 23 годам достигается "пиковая" физическая форма спортсмена, а, следовательно, спортсмен функционально готов к выступлению в соревнованиях. Кроме того, в этом возрасте спортсмены зачастую завершают подготовку в высших учебных заведениях. Таким образом, к 23 годам спортсмен, как по своим физическим качествам, так и по личностным, готов к участию в любых профессиональных спортивных соревнованиях и может успешно адаптироваться к изменяющимся условиям.
Аналогичные правовые механизмы в настоящее время действуют во многих видах спорта (например, футбол, волейбол), где общероссийскими спортивными федерациями в соответствии с требованиями международных спортивных федераций установлены компенсационные выплаты спортивным школам, осуществившим подготовку спортсменов.
Российским футбольным союзом на основе регламентирующих документов Международной федерации футбола (FIFA) утвержден Регламент по статусу и переходам (трансферу) футболистов (постановление Исполкома РФС от 5 марта 2011 г. N 141/4), который, в том числе регулирует отношения в области компенсации расходов футбольных клубов (спортивных школ), участвующих в соревнованиях, проводимых под эгидой РФС, на обучение и подготовку футболистов. Указанным Регламентом предусмотрено осуществление компенсационных выплат спортивным школам, подготовившим спортсмена, в случае любого перехода такого спортсмена в профессиональный спортивный клуб.
Также законопроектом вносится ряд коррелирующих изменений в главу 4 Федерального закона, регламентирующую вопросы спортивной подготовки.
Законопроект не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты. Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не повлечет возникновения новых видов расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" потребует принятия следующих приказов Минспорта России:
1) "Об определении видов спорта, в отношении которых применяются требования по уплате спортсменом, не достигшим возраста 23 лет, и зарегистрированным (заявленным) иностранным профессиональным спортивным клубом или иной иностранной спортивной организацией для участия в иностранных (международных) профессиональных спортивных соревнованиях, компенсационной выплаты российской организации (российским организациям), осуществившей (осуществившим) его спортивную подготовку";
обоснование необходимости подготовки: часть 2 законопроекта;
ответственный исполнитель: Минспорт России;
срок - 90 дней со дня принятия Федерального закона;
2) "Об определении порядка расчета и осуществления компенсационной выплаты спортсменом, не достигшим возраста 23 лет и зарегистрированным (заявленным) иностранным профессиональным спортивным клубом или иной иностранной спортивной организацией для участия в иностранных (международных) профессиональных спортивных соревнованиях, российской организации (российским организациям), осуществившей (осуществившим) спортивную подготовку, по виду спорта";
обоснование необходимости подготовки: часть 2 законопроекта; ответственный исполнитель: Минспорт России;
срок - 180 дней со дня принятия Федерального закона;
3) "О порядке утверждения существенных условий договоров оказания услуг по спортивной подготовке по видам спорта";
обоснование необходимости подготовки: часть 4 законопроекта; ответственный исполнитель: Минспорт России; срок - 180 дней со дня принятия Федерального закона;
4) "Об утверждении примерной формы договоров оказания услуг по спортивной подготовке, оказания услуг по спортивной подготовке несовершеннолетнего лица, оказания услуг по целевой спортивной подготовке и обязательных условий таких договоров";
обоснование необходимости подготовки: часть 4 законопроекта;
ответственный исполнитель: Минспорт России;
срок - 180 дней со дня принятия Федерального закона;
Принятие Федерального закона также потребует признания утратившим силу приказа Минспорта России от 16 августа 2013 г. N 637 "Об утверждении примерной формы договора оказания услуг по спортивной подготовке" (зарегистрирован Минюстом России 9 октября 2013 г. N 30130);
обоснование необходимости подготовки: часть 5 законопроекта;
ответственный исполнитель: Минспорт России;
срок - 180 дней со дня принятия Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.