Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1258878-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (далее - проект федерального закона) разработан в целях совершенствования механизма строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания объектов здравоохранения, культуры, образования, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (в редакции Федерального закона от 30 апреля 2021 года N 123-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах", статью 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации") (далее - Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1) одним из оснований для возникновения права пользования участками недр местного значения (далее также - участки недр) является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении без проведения аукциона права пользования участком недр местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (далее - автомобильные дороги), осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ) или Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ).
Реализация указанного положения Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 позволила существенно сократить затраты на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, сроки получения лицензий на право пользования участками недр со 180 дней для конкурса на право пользования участками недр (со 100 дней для аукциона на право пользования участками недр) до 30 - 45 дней, а также исключила случаи недобросовестной конкуренции и удорожания поставок общераспространенных полезных ископаемых для исполнения государственных и муниципальных контрактов в целях выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Например, только в Архангельской области с использованием рассматриваемого основания выдачи лицензии на право пользования участками недр реализованы два государственных контракта и один муниципальный контракт на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог:
1) N 1/18-рек от 4 апреля 2018 года на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Усть-Ваеньга - Осиново - Фалюки (до деревни Задориха) на участке км 43+500 - км 63+000 (первый пусковой комплекс) в Виноградовском муниципальном районе Архангельской области (месторождения Осиново 1 и N 25, пользователь участка недр - общество с ограниченной ответственностью "Севзапдорстрой");
2) N 2/19-рек от 25 декабря 2019 года на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Усть-Ваеньга - Осиново - Фалюки на участке км 85+000 - км 97+000 в Виноградовском муниципальном районе Архангельской области (месторождение N 25, пользователь участка недр - общество с ограниченной ответственностью "Севзапдорстрой");
3) N 0124200000619000464-19-УГиЗО от 25 марта 2019 года на выполнение комплекса работ по объекту "Строительство автомобильной дороги к селу Нёнокса от автодороги Северодвинск - Онега" в городском округе Архангельской области "Северодвинск" (участок Северный-1 месторождения Усальские Боры, пользователь участка недр - общество с ограниченной ответственностью "Севзапдорстрой").
В настоящее время остаются неразрешенными проблемы длительных сроков получения лицензий на право пользования участками недр и высокой стоимости поставок общераспространенных полезных ископаемых для выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов здравоохранения, культуры, образования, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Это является серьезным препятствием для своевременного выполнения мероприятий, реализуемых в рамках национальных проектов, государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации.
Так, в рамках национального проекта "Образование" на территории села Долгощелье Мезенского муниципального района Архангельской области выполняются работы по строительству здания муниципальной общеобразовательной организации на 90 мест. С октября 2019 года по июль 2020 года исполнителем работ оформлялось право пользования участками недр местного значения для обеспечения песком и песчано-гравийной смесью в целях строительства данного объекта. С октября 2020 года по январь 2021 года осуществлялась подготовка месторождения к промышленному освоению. По состоянию на начало 2021 года здание муниципальной общеобразовательной организации не построено и не введено в эксплуатацию. Окончание работ и сдача объекта планировались на конец 2020 года. Несоблюдение сроков выполнения работ связано в том числе с длительными сроками оформления права пользования участками недр местного значения и подготовкой таких участков к промышленному освоению.
Для строительства муниципальной дошкольной образовательной организации на 120 мест в рабочем поселке Малошуйка Онежского муниципального района Архангельской области единственным ближайшим к объекту поставщиком песка предложена стоимость песка в размере 470 рублей за один кубический метр при проектной стоимости закупки песка в размере 360 рублей за один кубический метр. В условиях отсутствия альтернативных поставщиков песка при наличии в указанном муниципальном районе месторождений нераспределенного фонда недр, содержащих требуемый объем песка (15 тыс. кубических метров), длительный срок оформления лицензии на право пользования участками недр увеличивает стоимость проекта строительства муниципальной дошкольной образовательной организации на 1,65 млн. рублей.
Решением проблемы длительных сроков получения лицензий и высокой стоимости поставок общераспространенных полезных ископаемых для выполнения работ в отношении объектов здравоохранения, культуры, образования, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является обеспечение распространения на выполнение таких работ упрощенного порядка предоставления права пользования недрами.
В настоящее время на территории Российской Федерации открыто значительное число месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Большая часть запасов общераспространенных полезных ископаемых данных месторождений остается неосвоенной или освоенной не в полном объеме. Сведения о таких месторождениях зачастую находятся на хранении в территориальных фондах геологической информации, требуют ревизии и внесения в территориальные балансы запасов общераспространенных полезных ископаемых субъектов Российской Федерации. Например, по состоянию на 1 июня 2021 года на территории Архангельской области в нераспределенном фонде недр находится 860 месторождений строительных песков, песчано-гравийной и валунно-гравийно-песчаной смеси с общими запасами в размере 397 млн. кубических метров. Такой объем общераспространенных полезных ископаемых может удовлетворить потребности Архангельской области в выполнении работ не только в отношении автомобильных дорог, но и в отношении других объектов социальной сферы.
Введение безаукционного механизма получения права пользования недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых также предусматривает уплату разового платежа за пользование недрами, который далее учитывается в себестоимости поставляемых строительных материалов.
С учетом финансирования работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов здравоохранения, культуры, образования, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, распространение упрощенного порядка предоставления права пользования недрами не приведет к образованию выпадающих доходов указанной системы.
Проектом федерального закона предлагается предусмотреть предоставление на основании решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации права пользования участком недр местного значения без проведения аукциона с целью разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов здравоохранения, культуры, образования, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ или Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ.
Учитывая, что Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 123-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах", статью 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" с 1 января 2022 года корректируется основание предоставления права пользования участками недр для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, предлагается установить срок вступления в силу изменений, предусмотренных проектом федерального закона, - 1 января 2022 года.
Принятие проекта федерального закона позволит сократить расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание объектов здравоохранения, культуры, образования, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, сократить сроки получения лицензии на право пользования участками недр местного значения и сроки реализации проектов строительства, ремонта и содержания таких объектов. Это, в свою очередь, создаст условия для реализации мероприятий, предусмотренных национальными проектами, государственными программами Российской Федерации и государственными программами субъектов Российской Федерации соответствующего направления.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" не потребует увеличения расходов федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.