Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1258297-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее соответственно - законопроект, Фонд, ОМС) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Параметры бюджета Фонда рассчитаны в соответствии с основными макроэкономическими параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов от 24 августа 2021 г. (по базовому варианту).
Составление бюджета Фонда осуществлено на основании актуализированных параметров.
Наименование показателей |
Прогноз |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Фонд заработной платы работников организаций, млрд. рублей |
прогноз от 9 апреля 2021 г. |
28 837 |
30 787 |
32 917 |
35 204 |
прогноз от 24 августа 2021 г. |
29 581 |
31 699 |
33 905 |
36 235 |
|
отклонение |
+744 |
+912 |
+988 |
+1 031 |
|
Индекс потребительских цен |
прогноз от 9 апреля 2021 г. |
1,043 |
1,040 |
1,040 |
1,040 |
прогноз от 24 августа 2021 г. |
1,058 |
1,040 |
1,040 |
1,040 |
|
отклонение |
+0,015 |
0 |
0 |
0 |
|
Темп роста среднемесячной начисленной заработной платы, % |
прогноз от 9 апреля 2021 г. |
107,4 |
106,2 |
106,6 |
106,6 |
прогноз от 24 августа 2021 г. |
109,3 |
106,9 |
106,5 |
106,6 |
|
отклонение |
+1,9 пп |
+0,7 пп |
-0,1 пп |
0 пп |
Фонд заработной платы в прогнозе от 24 августа 2021 года увеличился в 2022 году на 912 млрд. рублей, в 2023 году - на 988 млрд. рублей, в 2024 году - на 1 031 млрд. рублей по сравнению с прогнозом, положенным в основу основных характеристик бюджета Фонда на 2022 - 2024 годы, от 9 апреля 2021 г.
Расчет показателей бюджета Фонда произведен на численность граждан, застрахованных по ОМС, по состоянию на 1 января 2021 г. в количестве 145,1 млн. человек, в том числе работающего населения - 63,8 млн. человек - неработающего населения - 81,3 млн. человек.
По сравнению с 1 января 2020 г. общая численность застрахованных лиц уменьшилась на 418,3 тыс. человек (на 0,29%), в том числе работающего населения сократилась на 1 274,3 тыс. человек (на 1,96%), неработающего населения увеличилась на 856 тыс. человек (на 1,06%).
Изменились показатели для расчета страховых взносов за работающее население, проектируемые главным администратором доходов - Федеральной налоговой службой: коэффициент собираемости в расчетах принят на уровне 0,9999, коэффициент корректировки фонда заработной платы - 1,022, тогда как в бюджете на 2021 - 2023 годы эти показатели составляли соответственно 0,9966 и 1,026.
С учетом новых параметров основные характеристики бюджета Фонда представлены следующими данными:
(млн. руб.) | ||||
Показатели |
2021 год (утверждено) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Остатки на начало года |
13 073,2 |
104 425,3 |
82 579,1 |
57 205,7 |
Всего доходов |
2 533 798,5 |
2 779 212,5 |
2 925 746,6 |
3 086 271,0 |
Всего расходов |
2 545 373,2 |
2 801 058,7 |
2 951 120,0 |
3 120 311,9 |
Дефицит (-), профицит (+) |
-11 574,7 |
-21 846,2 |
-25 373,4 |
-34 040,9 |
Остатки на конец года |
1 498,5 |
82 579,1 |
57 205,7 |
23 164,8 |
Бюджет Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов сбалансирован за счет переходящих остатков.
Доходы
Доходная часть бюджета Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов спрогнозирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
Общий объем доходов бюджета Фонда планируется на 2022 год в сумме 2 779,2 млрд. рублей, на 2023 год - 2 925,7 млрд. рублей, на 2024 год - 3 086,3 млрд. рублей.
(млн. руб.) | ||||
Показатели |
2021 год (утверждено) |
2022 год |
2023 год |
2024 год проект |
Всего доходов, в том числе: |
2 533 798,5 |
2 779 212,5 |
2 925 746,6 |
3 086 271,0 |
Страховые взносы на ОМС, из них: |
2 236 991,3 |
2 447 761,1 |
2 593 342,1 |
2 745 346,5 |
на ОМС работающего населения |
1 453 656,8 |
1 633 999,2 |
1 746 871,6 |
1 864 859,4 |
на ОМС неработающего населения |
783 334,5 |
813 761,9 |
846 470,5 |
880 487,1 |
Налоговые доходы |
3 733,9 |
5 424,1 |
5 639,4 |
5 867,2 |
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
293 073,3 |
326 027,3 |
326 765,1 |
335 057,3 |
По доходам бюджета Фонда отмечается положительная динамика по страховым взносам на ОМС и налоговым доходам. В 2022 году их размер увеличится по сравнению с предыдущим годом на 212,5 млрд. рублей (на 9,5%), в 2023 году - на 145,8 млрд. рублей (на 5,9%), в 2024 году - на 152,2 млрд. рублей (на 5,9%).
Основным источником доходов бюджета Фонда являются страховые взносы на ОМС, на долю которых приходится в 2022 году 88%, в 2023 году - 88,6%, в 2024 году - 89%.
Размер страховых взносов на ОМС запланирован на 2022 год в сумме 2 447,8 млрд. рублей, на 2023 год - 2 593,3 млрд. рублей, на 2024 год -2 745,3 млрд. рублей. Указанный объем формируется из страховых взносов на ОМС работающего населения и страховых взносов на ОМС неработающего населения.
Страховые взносы на ОМС работающего населения
Сумма страховых взносов на ОМС работающего населения, поступающих в доход бюджета Фонда, рассчитана в соответствии с Методикой прогнозирования поступлений доходов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 4 сентября 2019 г. N ММВ-7-1/439@, исходя из фонда заработной платы по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год в размере 31 699 млрд. рублей, на 2023 год - 33 905 млрд. рублей, на 2024 год - 36 235 млрд. рублей. Для расчета поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения использовались данные отчетности Федеральной налоговой службы за 2020 год по форме 8-СВ "О базе для начисления страховых взносов и структуре начислений по страховым взносам" и других форм налоговой отчетности.
Общий размер страховых взносов на ОМС работающего населения оценивается на 2022 год в сумме 1 634,0 млрд. рублей, на 2023 год - 1 746,9 млрд. рублей, на 2024 год - 1 864,9 млрд. рублей.
Для основной категории плательщиков объем поступления страховых взносов на ОМС работающего населения в 2022 - 2024 годах рассчитан по тарифу 5,1%. По указанным плательщикам планируется собрать страховые взносы в 2022 году в сумме 1 418,7 млрд. рублей, в 2023 году - 1 517,5 млрд. рублей, в 2024 году - 1 621,8 млрд. рублей.
Объем поступления страховых взносов на ОМС от плательщиков, применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах пониженные тарифы, планируется в 2022 году в сумме 186,1 млрд. рублей, в 2023 году - 199,0 млрд. рублей, в 2024 году - 212,6 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов на ОМС в фиксированном размере от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, рассчитано исходя из среднегодовой численности данной категории плательщиков за 2020 год (3,9 млн. человек) по данным Федеральной налоговой службы. Указанный фиксированный размер составит в 2022 году 8 766 рублей, в 2023 - 2024 годах - по 9 119 рублей. Поступления в доход бюджета Фонда по данной категории плательщиков планируются в 2022 году в сумме 29,2 млрд. рублей, в 2023 году - 30,4 млрд. рублей, в 2024 году - 30,4 млрд. рублей.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения
Размер страховых взносов на ОМС неработающего населения рассчитан в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения", исходя из численности застрахованного по ОМС неработающего населения по состоянию на 1 января 2021 г. в количестве 81,3 млн. человек (по данным единого регистра застрахованных лиц, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
На 2022 - 2024 годы расчет страховых взносов на ОМС неработающего населения произведен исходя из тарифа 18 864,6 рубля, коэффициентов дифференциации и коэффициентов удорожания стоимости медицинских услуг, установленных Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Размер поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения определен в следующих объемах: на 2022 год в сумме 813,8 млрд. рублей, на 2023 год - 846,5 млрд. рублей, на 2024 год - 880,5 млрд. рублей с учетом коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг (соответственно 1,244, 1,294, 1,346).
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета
В бюджете Фонда предусматриваются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на 2022 год в размере 326,0 млрд. рублей, на 2023 год - 326,8 млрд. рублей, на 2024 год - 335,1 млрд. рублей, распределение которых характеризуется следующими данными:
(млн. руб.) | ||||
Показатели |
2021 год (утверждено) |
2022 год |
2023 год |
2024 год проект |
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, всего, в том числе: |
293 073,3 |
326 027,3 |
326 765,1 |
335 057,3 |
на компенсацию выпадающих доходов в связи с пониженными тарифами страховых взносов |
35 475,0 |
47 501,5 |
50 807,7 |
54 276,8 |
на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями |
140 000,0 |
140 000,0 |
140 000,0 |
140 000,0 |
на обеспечение нестраховых расходов (ВМП вне базовой программы ОМС и родовой сертификат) |
117 558,9 |
121 325,8 |
125 957,4 |
130 780,5 |
на компенсацию выпадающих доходов по самозанятым |
39,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
на проведение углубленной диспансеризации |
0,0 |
8 000,0 |
0,0 |
0,0 |
на проведение медицинской реабилитации |
0,0 |
9 200,0 |
10 000,0 |
10 000,0 |
В бюджет Фонда предоставляются традиционные виды межбюджетных трансфертов: на компенсацию выпадающих доходов в связи с пониженными тарифами страховых взносов, на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи по профилю "Онкология", на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, на оплату родового сертификата.
Кроме того, бюджету Фонда в целях выполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. предусмотрены новые виды бюджетных ассигнований из федерального бюджета: в 2022 году на проведение углубленной диспансеризации и в 2022 - 2024 годах - на проведение медицинской реабилитации. На 2023 и 2024 годы межбюджетные трансферты из федерального бюджета на проведение углубленной диспансеризации не предусматриваются и указанный вопрос будет решаться в следующем бюджетном цикле.
Расчет выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения произведен в соответствии с нормами статьи 20 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" по данным отчетности Федеральной налоговой службы по форме N 8-СВ о размерах облагаемой базы для начисления страховых взносов по категориям плательщиков, для которых установлен пониженный тариф.
При расчете межбюджетных трансфертов на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда учтены дополнительные категории плательщиков страховых взносов, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в соответствии со статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации - российские организации, осуществляющие деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, а также плательщики, признаваемые субъектами малого и среднего предпринимательства основным видом экономической деятельности которых является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков.
Другие налоговые поступления
Объем поступлений налога на профессиональный доход, налогов на совокупный доход, а также задолженности по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам планируется на 2022 год в сумме 5,4 млрд. рублей, на 2023 год - 5,6 млрд. рублей, на 2024 год - 5,9 млрд. рублей, объем которых подтвержден главным администратором доходов - Федеральной налоговой службой.
Расходы
Расходные обязательства бюджета Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов должны обеспечивать цели и задачи развития здравоохранения и ОМС, предусмотренные указами Президента Российской Федерации 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральными законами "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Планирование расходов бюджета Фонда осуществляется в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Оценка расходов бюджета Фонда произведена с учетом планируемых доходов на трехлетний период и прогнозируется на 2022 год в сумме 2 801,1 млрд. рублей, на 2023 год - 2 951,1 млрд. рублей, на 2024 год - 3 120,3 млрд. рублей.
Распределение расходов по отдельным направлениям характеризуется следующими данными:
(млн. руб.) | |||||
Показатели |
2021 год (утверждено Федеральным законом N 391-ФЗ ) |
2021 год (предусмотрено сводной бюджетной росписью) |
2022 год проект |
2023 год проект |
2024 год проект |
Всего расходов, в том числе: |
2 545 373,2 |
2 592 458,2 |
2 801 058,7 |
2 951 120,0 |
3 120 311,9 |
Финансовое обеспечение базовой программы ОМС |
2 276 824,5 |
2 301 824,5 |
2 461 274,2 |
2 596 025,4 |
2 749 669,4 |
Оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС |
109 690,3 |
109 690,3 |
112 517,9 |
117 018,6 |
121 699,3 |
Средства, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации (родовой сертификат) |
13 326,0 |
13 326,0 |
14 265,3 |
14 396,2 |
14 538,5 |
Изготовление полисов ОМС |
1 325,4 |
1 325,4 |
1 258,4 |
1 132,6 |
1 019,3 |
Нормированный страховой запас |
143 289,1 |
164 442,8 |
210 461,1 |
221 246,5 |
232 063,9 |
Финансовое и материально-техническое обеспечение Фонда, всего |
917,9 |
1 242,7 |
1 281,7 |
1 300,8 |
1 321,4 |
Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем |
0,0 |
606,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Основной статьей расходов бюджета Фонда является субвенция, которая в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предоставляется в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.
В структуре расходов бюджета Фонда на долю субвенций приходится около 88 процентов.
В бюджете Фонда предусмотрена субвенция для распределения по субъектам Российской Федерации в размере: на 2022 год - 2 461,3 млрд. рублей, на 2023 год - 2 596,0 млрд. рублей, на 2024 год - 2 749,7 млрд. рублей.
По сравнению с предыдущим годом прирост расходов на финансовое обеспечение базовой программы ОМС составит в 2022 году составит 159,4 млрд. рублей, или 6,9%, в 2023 году - 134,8 млрд. рублей (5,5%), в 2024 году - 153,6 млрд. рублей (5,9%).
На 2022 год законопроектом предусматривается распределение субвенций в разрезе субъектов Российской Федерации.
Общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов ОМС, определен по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования", на основе данных о численности застрахованных лиц на 1 января 2021 г., подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС, коэффициента дифференциации для каждого субъекта Российской Федерации и коэффициента корректировки по доле участия федеральных медицинских организаций в территориальной программе ОМС.
Планируемый размер субвенции обеспечивает подушевой норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2022 год в размере 14 173,9 рублей, на 2023 год - 14 949,9 рублей, на 2024 год - 15 834,7 рублей, который предусмотрен в проекте Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Указанные размеры подушевого норматива рассчитаны исходя из нормативов объемов медицинской помощи, входящей в базовую программу ОМС, в расчете на 1 застрахованное лицо и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо, запланированных в проекте названной Программы и сформированных в том числе с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации от 24 августа 2021 г.
За счет субвенций обеспечивается реализация базовой программы ОМС, в рамках которой оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь и диспансеризацию, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь по установленному перечню.
Оплата указанной медицинской помощи осуществляется по тарифам, учитывающим расходы медицинских организаций, установленные Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (часть 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ).
Размер субвенции обеспечивает:
- сохранение соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе по врачам - 200%, среднему медицинскому персоналу - 100% в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597;
- увеличение заработной платы младшего медицинского персонала и прочего персонала с 1 октября 2022 - 2024 годов, прочих расходов (медикаменты, расходные материалы, питание, коммунальные и другие услуги) с 1 января на индекс потребительских цен: в 2022 - 2024 годах по 4% ежегодно;
- финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения.
С 2022 года в субвенции учтено увеличение предельного значения показателя коэффициента ценовой дифференциации бюджетных услуг для регионов Дальнего Востока (Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ) и Ненецкого автономного округа с 4,5 до 5,5. Данная мера обеспечит увеличение размера субвенции для названных регионов в 2022 году на 6,3 млрд. рублей, в 2023 году - на 6,7 млрд. рублей, в 2024 году - на 7,0 млрд. рублей. Указанные расходы предусмотрены за счет средств обязательного медицинского страхования. В целях реализации указанного мероприятия подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, который вносится одновременно с проектом федерального закона о бюджете Фонда.
В целях выполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. объем субвенции предусматривает мероприятия по медицинской реабилитации застрахованных лиц, перенесших COVID-19, которые учтены в проекте Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. С учетом эпидемиологической ситуации на указанные цели в 2022 году предусматривается 9,2 млрд. рублей; в 2023 и 2024 годах - по 10,0 млрд. рублей ежегодно.
Указанные расходы в соответствии с протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 14 сентября 2021 г. N ММ-П13-20пр предусмотрены за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Фонда.
При этом расширение программы диспансеризации и профилактических медицинских осмотров учтено в субвенции только на 2022 год в сумме 8,0 млрд. рублей за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. На 2023 и 2024 годы средства на указанные цели в составе субвенции не предусматриваются и решение указанного вопроса будет предметом рассмотрения следующего бюджетного цикла.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в бюджете Фонда планируются обособленные целевые средства с учетом увеличения на индекс потребительских цен по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации от 24 августа 2021 г. на 2022 год в сумме 112,5 млрд. рублей, на 2023 год - 117,0 млрд. рублей, на 2024 год - 121,7 млрд. рублей. В указанных расходах недоучитывается финансовое обеспечение оказания медицинской помощи ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина" в сумме 1,5 млрд. рублей.
В рамках демографической политики в 2022 - 2024 годах планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни в 2022 году - 14,3 млрд. рублей, в 2023 году - 14,4 млрд. рублей, в 2024 году - 14,5 млрд. рублей с учетом прогнозного уровня рождаемости.
В целях реализации Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в законопроекте учтены бюджетные ассигнования на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца с учетом ежегодного сокращения их количества на 10% в связи с постепенным переходом на электронный полис. На указанные цели запланировано на 2022 год - 1,3 млрд. рублей, на 2023 год - 1,1 млрд. рублей, на 2024 год - 1,0 млрд. рублей.
Законопроектом предлагается зарезервировать в бюджете Фонда средства нормированного страхового запаса на 2022 год в сумме 210,5 млрд. рублей, на 2023 год - 221,2 млрд. рублей, 2024 год - 232,1 млрд. рублей.
Указанные средства будут направляться:
- в целях устранения кадрового дефицита врачей и среднего медицинского персонала в первичном звене на предоставление бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования межбюджетных трансфертов для формирования нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования на цели, указанные в пункте 4 части 6 статьи 26 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204). По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2022 году планируется принять 11 029 человек врачей и 13 479 человек среднего медицинского персонала, в 2023 году - 11 696 человек врачей и 14 382 человека среднего медицинского персонала, в 2024 году - 11 761 человек врачей и 15 093 среднего медицинского персонала. На эти цели в составе нормированного страхового запаса бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусматривается на 2022 год - 17,3 млрд. рублей, на 2023 год - 19,0 млрд. рублей, на 2024 год - 20,3 млрд. рублей;
- на предоставление бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования межбюджетных трансфертов для осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения (в соответствии с поручениями Правительства Российской федерации от 23 апреля 2019 г. N ДМ-П14-3355, от 26 апреля 2019 г. N ТГ-П12-3549). На указанные цели в составе нормированного страхового запаса бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусматривается 0,2 млрд. руб. ежегодно. Расчет указанных средств производился исходя из фактически выявленных случаев новообразований при профилактических осмотрах и диспансеризации определенных групп взрослого населения в 2019 году в количестве 83,2 тыс. случаев по данным формы федерального статистического наблюдения N 12 "Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе облуживания медицинской организации", утвержденной приказом Росстата от 18 декабря 2020 г. N 812;
- на финансовое обеспечение специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, оказываемой федеральными медицинскими организациями больным со сложными и тяжелыми случаями заболеваний. Предлагается на оказание медицинской помощи федеральными медицинскими организациями запланировать на 2022 год 154,4 млрд. рублей, на 2023 год - 162,9 млрд. рублей, на 2024 год - 172,5 млрд. рублей. Указанное решение позволит повысить доступность указанной медицинской помощи больным со сложными и тяжелыми случаями заболеваний, независимо от места их проживания, доведя ее объем до 60% от общего объема оказываемой специализированной медицинской помощи согласно Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
- на увеличение бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Фонда, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в случае недостаточности доходов бюджета Фонда для финансового обеспечения их исполнения;
- на оплату расходов Фонда по изготовлению и доставке полисов ОМС единого образца сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели;
- на финансовое обеспечение расходов на исполнение судебных актов;
- на формирование резерва средств в сумме по 30 млрд. рублей ежегодно на 2022 - 2024 год, распределение которого будет осуществляться по решениям Правительства Российской Федерации в целях обеспечения возможности дополнительного финансирования медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС в случае незапланированного роста ее объемов в условиях чрезвычайной ситуации;
- на реализацию решений Правительства Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по развитию и эксплуатации государственной информационной системы в сфере обязательного медицинского страхования в размере 3,3 млрд. рублей ежегодно. В данных расходах запланировано финансовое обеспечение создания отдельных цифровых сервисов на базе ГИС ОМС и ее интеграция с ЕГИСЗ в рамках создания цифровой платформы "Здоровье". Запланированы работы по созданию цифрового медицинского профиля каждого гражданина, содержащего все сведения о его здоровье, диагнозах, обращениях в медицинские организации, а также по созданию сквозной системы сопровождения пациентов при получении ими медицинских услуг. Указанные мероприятия позволят на макроуровне с большой точностью определить потребность населения в видах и формах оказания медицинской помощи, в том числе с привязкой к территории оказания услуг, а для каждого гражданина - сформировать индивидуальный план его обследования, лечения или реабилитации.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, предусматриваются бюджетные ассигнования на каждый год бюджетного цикла по 1,3 млрд. рублей. Расходы на указанные цели составят в 2022 году 0,05% от общих расходов бюджета Фонда, в последующие два года - по 0,04%.
Размер дефицита бюджета Фонда, прогнозируется на 2022 год в сумме 21,8 млрд. рублей, на 2023 год - 25,4 млрд. рублей, на 2024 год - 34,0 млрд. рублей, который будет покрыт переходящими остатками средств.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее соответственно - законопроект, Фонд, ОМС) подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов от 24 августа 2021 года.
Законопроектом предлагается утвердить доходы бюджета Фонда на 2022 год в сумме 2 779,2 млрд. рублей, на 2023 год - 2 925,7 млрд. рублей, на 2024 год - 3 086,3 млрд. рублей.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предусмотрены:
на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения: в 2022 - 2024 годах по 140,0 млрд. рублей ежегодно;
на обеспечение нестраховых расходов (оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родового сертификата): на 2022 год - 121,3 млрд. рублей, на 2023 год - 126,0 млрд. рублей, на 2024 год - 130,8 млрд. рублей;
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением ряду плательщиков страховых взносов пониженных тарифов: в 2022 году - 47,5 млрд. рублей, в 2023 году - 50,8 млрд. рублей, в 2024 году - 54,3 млрд. рублей;
на проведение углубленной диспансеризации: в 2022 году -8,0 млрд. рублей;
на проведение медицинской реабилитации: в 2022 году - 9,2 млрд. рублей, в 2023 году - 10,0 млрд. рублей, в 2024 году - 10,0 млрд. рублей.
Законопроектом предлагается утвердить общий объем расходов бюджета Фонда на 2022 год в сумме 2 801,1 млрд. рублей, на 2023 год -2 951,1 млрд. рублей, на 2024 год - 3 120,3 млрд. рублей.
В целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, в бюджете Фонда предусмотрена субвенция на финансовое обеспечение базовой программы ОМС в бюджеты территориальных фондов ОМС: на 2022 год - 2 461,3 млрд. рублей, на 2023 год - 2 596,0 млрд. рублей, на 2024 год - 2 749,7 млрд. рублей.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, планируется направить из бюджета Фонда в 2022 году 112,5 млрд. рублей, в 2023 году - 117,0 млрд. рублей, в 2024 году - 121,7 млрд. рублей.
Планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни на 2022 год в сумме 14,3 млрд. рублей, на 2023 год в сумме 14,4 млрд. рублей, на 2024 год - 14,5 млрд. рублей, с учетом стоимости родового сертификата 12,0 тыс. рублей.
Бюджетные ассигнования на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца предусмотрены на 2022 год в сумме 1,3 млрд. рублей, на 2023 год в сумме 1,1 млрд. рублей и на 2024 год в сумме 1,0 млрд. рублей.
Законопроектом предлагается зарезервировать в бюджете Фонда средства нормированного страхового запаса на 2022 год в сумме 210,5 млрд. рублей, на 2023 год - 221,3 млрд. рублей, на 2024 год - 232,1 млрд. рублей, в том числе для предоставления средств федеральным государственным учреждениям на оказание медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, на 2022 год - 154,4 млрд. рублей, на 2023 год - 162,9 млрд. рублей, на 2024 год - 172,5 млрд. рублей.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, предусматриваются бюджетные ассигнования на 2022 - 2024 годы по 1,3 млрд. рублей ежегодно.
Бюджет Фонда сбалансирован в 2022 - 2024 годах за счет переходящих остатков.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель и соисполнители разработки проекта нормативного правового акта |
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" |
Статья 5, приложения 2 и 3 к проекту федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" |
Одновременно с проектом федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" |
Переход на цифровую форму полиса обязательного медицинского страхования. Уточнение периода предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для формирования нормированного страхового запаса территориального фонда на цели, указанные в пункте 4 части 6 статьи 26 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и для осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения |
Минздрав России, Минфин России, Минэкономразвития России, ФОМС |
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Принятие Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" потребует издания следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в методику распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования".
Срок подготовки - 1 месяц со дня официального опубликования федерального закона.
Головной исполнитель - Министерство здравоохранения Российской Федерации.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения".
Срок подготовки - 1 месяц со дня официального опубликования федерального закона.
Головной исполнитель - Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.