Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 523-8 "О внесении изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2021 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности статьи 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Л.Ф. Саковой" (далее - Постановление N 11-П).
Конституционный Суд Российской Федерации признал статью 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она не обеспечивает соразмерную уголовно-правовую защиту права на личную неприкосновенность и права на охрану достоинства личности от насилия в случае, когда побои нанесены или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, совершены лицом, имеющим судимость за предусмотренное в этой статье или аналогичное по объективным признакам преступление, ведет к неоправданным различиям между пострадавшими от противоправных посягательств, ставит лиц, имеющих судимость, в привилегированное положение по отношению к лицам, подвергнутым административному наказанию.
При этом, осуществляя правовое регулирование ответственности за побои с учетом Постановления N 11-П, федеральному законодателю предписано установить дополнительный компенсаторный механизм для потерпевших, в делах которых с момента вступления в силу данного Постановления и до введения в действие вытекающих из него законодательных изменений статья 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации будет применена в том аспекте, в котором она была предметом оценки Конституционного Суда Российской Федерации и признана не соответствующей Конституции Российской Федерации (абзац 5 пункта 6 Постановления N 11-П).
Законодательство Российской Федерации уже содержит правовые механизмы, направленные на обеспечение возмещения вреда, причиненного потерпевшему.
Так, порядок возмещения вреда определен главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, по смыслу положений абзаца первого пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим.
В соответствии с частями третьей и четвертой статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, а по иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства.
Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Споры о возмещении имущественного ущерба, а также о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства (части 1 и 3 статьи 4.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Истцы по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд. Аналогичное правило закреплено в части второй статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Однако такое право для потерпевшего по делу об административном правонарушении не предусмотрено.
Таким образом, правовое положение потерпевших по уголовным делам и делам об административных правонарушениях при подаче искового заявления в суд о возмещении имущественного ущерба и (или) морального вреда различно.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 11-П обращает внимание на повышенную общественную опасность повторного - в связи с предшествующим привлечением к административной и уголовной ответственности - нанесения побоев одному и тому же потерпевшему. Для государства это дает конституционно значимые основания применения наиболее строгих - уголовно-правовых - средств защиты личности (абзац 2 пункта 5 Постановления N 11-П).
В целях устранения отмеченных в Постановлении N 11-П неконституционных аспектов статьи 116.1 (Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию) Уголовного кодекса Российской Федерации подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", предполагающий установление повышенной ответственности за нанесение побоев лицом, имеющим судимость за совершение насильственных преступлений, а равно за сопряженные с применением насилия преступления.
До принятия соответствующего федерального закона побои, совершенные лицом, имеющим судимость за указанные деяния, будут признаваться административным правонарушением, а не преступлением.
В этой связи для потерпевших от таких побоев законопроектом предлагается закрепить в пункте 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации дополнительную привилегию в виде освобождения от уплаты государственной пошлины.
Согласно части 5 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иски о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, могут предъявляться истцом также в суд по месту его жительства или месту причинения вреда. При этом степень повреждения здоровья для целей названной нормы не конкретизирована, что позволяет потерпевшим от преступлений или административных правонарушений, связанных с побоями, определять подсудность по выбору истца.
В связи с изложенным внесение изменений в нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не потребуется.
Освобождение от уплаты государственной пошлины позволит обеспечить всем потерпевшим реализацию своего права на возмещение причиненного административным правонарушением вреда на безвозмездной основе.
По данным ФКУ "ГИАЦ МВД России", в 2018 году пресечено 248 257 (+10,7% к 2017 году) административных правонарушений по статье 6.11 (Побои) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в 2019 году - 252 888 (+ 1,9%), 2020 году - 240 905 (- 4,7%).
В законопроекте не содержатся обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации. Принятие законопроекта не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предполагается со дня его официального опубликования, что обусловлено сроками реализации Постановления N 11-П и необходимостью скорейшего закрепления права потерпевших на использование проектируемого дополнительного компенсаторного механизма.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации*'
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой изменения финансовых обязательств государства и его реализация не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Статистический учет потерпевших от правонарушений, предусмотренных статьей 6.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенных лицами, имеющими судимость по статье 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, не ведется.
Проведенный МВД России анализ правоприменительной практики свидетельствует о наличии по состоянию на 27 августа 2021 г. 14 потерпевших, которые могут воспользоваться проектируемым компенсаторным механизмом, поскольку соответствуют критериям, отмеченным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2021 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности статьи 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Л.Ф. Саковой" (то есть трижды подвергались побоям со стороны одного и того же лица).
В случае их возможного обращения в суд с исками о возмещении имущественного ущерба и (или) морального вреда в федеральный бюджет не поступит 4 200 рублей в качестве госпошлины, от уплаты которой предполагается освободить таких потерпевших.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует внесения изменений в нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.