Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1219891-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект направлен на восстановление нарушенных прав и обеспечение защиты законных интересов застрахованных лиц при неправомерном переводе средств пенсионных накоплений от одного страховщика по обязательному пенсионному страхованию к другому в случае признания судом недействительным договора об обязательном пенсионном страховании.
В настоящее время при досрочном переходе застрахованного лица от одного страховщика к другому новому страховщику передаются средства пенсионных накоплений без всего (или части) дохода от их инвестирования. При этом пенсионный фонд, из которого переходит застрахованный, направляет удержанную сумму инвестиционного дохода в собственный резерв по обязательному пенсионному страхованию (далее - РОПС).
На практике известны многочисленные случаи неправомерного перевода средств пенсионных накоплений застрахованных лиц из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) или из одного НПФ в другой на основании сфальсифицированных документов (подложных заявлений и договоров). Признание судебными органами договора об обязательном пенсионном страховании недействительным позволяет гражданам вернуть неправомерно переведенные в НПФ средства. Вместе с тем, потерянный при досрочном переходе инвестиционный доход, а также упущенная застрахованным лицом выгода (тот инвестиционный доход, который мог быть получен, если бы не было неправомерного перевода пенсионных накоплений в другой НПФ) в соответствии с действующим законодательством не подлежат возмещению, что негативно отражается на пенсионных правах граждан.
Законопроектом предлагается в случае признания судом договора об обязательном пенсионном страховании недействительным обязать страховщиков, от которых были неправомерно переведены пенсионные накопления, восстанавливать из РОПС на счете застрахованного лица сумму изъятого при досрочном переходе инвестиционного дохода.
В связи с этим в Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" и Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" вносятся изменения, предусматривающие установление обязанности предыдущего страховщика в случае поступления средств пенсионных накоплений в связи с признанием судом договора об обязательном пенсионном страховании недействительным восстановить из РОПС удержанные в результате досрочного перехода застрахованного лица средства пенсионных накоплений в полном объеме. Для этого также расширяется перечень направлений использования средств РОПС.
Кроме того, указанные федеральные законы дополняются положениями о том, что одновременно с восстановлением из РОПС средств инвестиционного дохода, страховщик, получивший средства пенсионных накоплений от НПФ, договор с которым был признан судом недействительным, должен отразить на счете застрахованного лица также доход от инвестирования средств пенсионных накоплений (соответствующих размеру средств, восстанавливаемых из РОПС), исходя из результатов инвестирования указанных средств, имевших место за период нахождения восстанавливаемых средств в РОПС. При этом в случае отсутствия дохода или получения убытка от инвестирования средств пенсионных накоплений, отражение на счете застрахованного лица инвестиционного дохода не производится.
Также в Федеральном законе "О негосударственных пенсионных фондах" уточняется порядок передачи от НПФ, договор с которым был признан судом недействительным, процентов за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений и средств, направленных на формирование собственных средств такого фонда. В настоящее время указанные суммы направляются в РОПС предыдущего страховщика. Законопроектом предлагается отражать данные средства на счете застрахованного лица в качестве результата инвестирования и направлять их в составе средств пенсионных накоплений предыдущему страховщику.
Кроме того, с учетом указанных изменений вносятся корреспондирующие изменения в федеральные законы от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", от 28.12.2013 N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" и от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".
Проектируемый срок вступления законопроекта в силу - с 1 июля 2022 года, что как следует из пояснительной записки обусловлено необходимостью внесения изменений в нормативные правовые акты Центрального банка Российской Федерации, в том числе в части регулирования порядка расчета результатов инвестирования восстанавливаемых средств, а также осуществления доработки программного обеспечения информационных систем Пенсионного фонда Российской Федерации и НПФ.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний правового характера не имеет, вместе с тем, в своем заключении отмечает ряд замечаний юридико-технического характера.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает законопроект.
Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации полагает необходимым дополнительно проработать вопрос о круге застрахованных лиц, которые будут иметь право на восстановление средств пенсионных накоплений при их неправомерном переводе, так как предложенная законопроектом редакция не предполагает распространение его положений на граждан, договоры об обязательном пенсионном страховании которых признаны судом недействительными до вступления проекта в силу.
Также по проекту федерального закона поступили замечания и предложения Центрального банка Российской Федерации.
По итогам рассмотрения законопроекта Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.